Конфуций (Кун-цзы)

92

(551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. Было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати - магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя - каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять. При этом "дэ" в трактовке К. Этизируется и означает "достоинство", "добродетель". Признавая за Небом роль верховного начала, К. В качестве практически действенного мерила земных дел указывает путь-"дао", следование которому и обеспечивает накопление человеком "дэ".

В отличие от Лао-цзы, трактовавшего "дао" как вселенский принцип, К. Понимает его как человеческое "дао" - истинный принцип человеческих деяний. Эталоном человека, идущего по пути-дао, К. Считает "цзюнь-цзы" ("благородного мужа"), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся "жэнь" - гуманность, "и" - справедливость, "чжи" - знание и "ли" - ритуал. "Жэнь" означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл и заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с "чином" каждого" - старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает "исправление имен".

Правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), подданный - поданным и т.п. "Чжи" у К. Вовсе не означает праздного многознания, это - знание того, что должно делать и как это сделать. Наконец, принцип "ли" означает следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которых невозможна устойчивая социальность. Строго следуя правилам "ли", "благородный муж", по К., поддерживает "вэнь" - стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами-правителями древности (согласно К., Яо, Шунем и др.). Учение К. Проникнуто духом сохранения традиций.

"Я подражаю старине, а не сочиняю". Показательно, что, по преданию, К. Редактировал древнейшие канонические тексты в китайской культуре - "Шу цзин" и "Ши цзин", а также написал комментарий к "И цзин". Найденное сочетание традиционализма с имеперативом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Уже при империи Хань (2 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.В.Н. Фуре..

Значения в других словарях
Конфуций

(Кун-цзы) (551-479 до н.э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. Было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати — магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя — каждый ..

Конфуций (Кун Фуцзы)

(род. 552, Куоли, около Чоу, государство Лу, ныне провинция Шаньдун – ум. 479 до Р. X., там же) – кит. Философ, историк и государственный деятель, основатель кит. Государственной религии – конфуцианства, – которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму. В 1503 был причислен государством к лику святых. Конфуций не выступал с собственным учением, но собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произв. Древнего Китая. Несомненно, ему принадлежат лишь коммента..

Концентрация

(от лат. Сопсепtratio) – отнесение к центру, собирание кого-либо, чего-либо в каком-либо месте, сосредоточение. В психологии – сосредоточение внимания на содержании определенного представления. Противоположность – дисперсия, диссипация, рассеивание.. ..

Концепт

(лат. Conceptus - понятие) - содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. К. Актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Р. Карнап поместил К. Между языковыми выражениями и соответствующими им денотатами (предметами). Определенным образом упорядоченный и иерархизи-рованный минимум К. Образует концептуальную схему, нахождение требуемых К. И установление их связи между собой образует суть концептуализации. К. Функционирут внутри сформированной концептуал..

Дополнительный поиск Конфуций (Кун-цзы) Конфуций (Кун-цзы)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуций (Кун-цзы)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуций (Кун-цзы), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 18 символа