Кришнамурти (псевд. Алисой) Джидду

93

(1895-1986) - инд. Мыслитель, поэт, проповедник, "учитель жизни", добившийся большой популярности в Индии и еще более за ее пределами. Род. В Маданапалли (шт. Мадрас) в брахманской семье чиновника британского правительства. В 1909 переезжает с семьей в резиденцию Теософского общества (где стал служить его отец Нарияния) в Адьяре (близ Мадраса) и сразу своими способностями впадать в транс привлекает к себе внимание лидеров Общества А. Безант и В. Л идбитера, начинающих готовить его к "должности" инкарнации Будды Майтреи - Учителя мира, а Дж. Арундейл организует специальный "Орден Звезды" с целью подготовки его к этой миссии. В 1911 - 1912 отправляется с братом для получения образования в Англию (на деле для получения наставничества от Безант).

Одновременно Нирияния начинает судебный процесс против теософов по случаю обнаружения интимной связи его сына с Лидбитером. В 1914 Безант удается выиграть процесс, К. С братом остается в Англии, пытается попасть в Оксфордский ун-т, но не выдерживает экзамены (в будущем ему также приходится ограничиваться "домашним образованием"), В 1920-1929 растет культ К. Среди теософов, на чьих собраниях (в Индии, Голландии, Америке) он все чаще выступает, сообщая о получаемых им "откровениях" и заявляя о себе как об Учителе мира. Постепенно, однако, между его "откровениями" и теми, которые получали др. Теософы, обнаруживаются все большие расхождения (прежде всего, конечно, в связи с окончательно неразрешенным вопросом о том, кому быть Учителем мира).

В 1929 начинается его разрыв с Теософским обществом (он публично отказывается от звания мессии и от участия в деятельности "Ордена Звезды"), завершившийся в 1933 со смертью Безант (общение с теософами возобновляется только в 1980-е гг.). К. Поселяется в США, путешествует с лекциями-проповедями по всему миру, неоднократно посещает Индию, но заканчивает свои дни в Калифорнии.Наследие К., включая книги, записи лекций и кассеты, огромно (одни "Комментарии к жизни" составляют три тома). О популярности его свидетельствует уже тот факт, что только кн. "У ног учителя" (1910) - запись наставлений "Учителя Кутхуми", полученных во время ночных "астральных откровений" (под руководством Лидбитера), - выдержала более 40 прижизненных изданий.

Наставления К. Отражают определенное влияние идей экзистенциализма и философии жизни в синкрете с "обрывочными пассажами" из вост. Религий - от кундалини-йоги до дзен-буддизма. К. Отвергал все сложившиеся конфессии, считая, что они всегда только разделяли и разделяют людей. Его центральная идея - "креативная реальность", достижимая только через особые, "измененные" состояния сознания типа "настороженной пассивности" или "сознания без выбора". Цель - сохранить истинное постижение существования, не предпринимая никаких дальнейших шагов. Истина состоит в том, что "есть". В тот момент, когда будет сделана попытка ее понять, начнется уже борьба за нее, которая означает конец понимания и возвращение к жизни как постоянному смятению бытия, а потому подлинное понимание истины прекращает деятельность ума, должную уступить место чистой спонтанности.Причины успеха наставничества К.

Многообразны и среди них, помимо очевидных "парапсихологичес-ких" способностей, умение заинтересовать оккультистским мировоззрением представителей естествознания (о чем свидетельствуют, к примеру, его диалоги с англ. Физиком Д. Бомом). Но главная состояла в том, что ему удалось предложить современному полуинтеллигенту такой вариант "секулярной религии", который предполагает успех на пути духовного совершенствования вне всякой связи с конкретной религиозной традицией (путем своеобразного духовного самоклонирования) - возможность, которую можно сравнить по степени ее реальности с возможностью стать, пользуясь известным инд. Сравнением, сыном бесплодной женщины.У ног учителя, СПб., 1911. Воспитание как вид служения.

СПб., 1913. Немедленно измениться. М., 1993. Подумайте об этом. М., 1993. Дневник Кришнамурти. М., 1994. Традиция и революция. СПб., 1994. Проблемы жизни. М., 1995. Единственная революция. Полет орла. Вне насилия. М., 1996. О самом важном. Беседы Дж. Кришнамурти с Д. Бомом. М., 1996. Беседы в Париже. М., 1997. Вне насилия. М., 1997.Померанц Г.С. Дж. Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические течения современной Индии. М., 1965. Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. М., 1993.В.К. Шохин.

Значения в других словарях
Критический Реализм

Неоднородное течение в европейской и амер. Философии втор. Пол. 19 - пер. Пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р. Составил важный этап в борьбе против неогегельянства и прагматизма. В Германии критическими реалистами именовали себя представители реалистического направления в неокантианстве (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), считавшие "вещи-в-себе" необходимым основ..

Кришна

(древнеинд. Krsna, Krshna, букв, "черный", "темный", "темно-синий") - в индийской мифологии и религии сын Васудевы и Деваки, восьмой Аватар (воплощение) Вишну, мыслимый как Спаситель индусов. К. Многозначен. Божество, мифологический герой, Великий Учитель человечества - в нем слились объективации легендарных и исторических событий. К. По своей природе - прежде всего, защитник и избавитель. Недоброе и зловещее, связанное с образом К. (как например, в ортодоксальном буддизме его считают главой чер..

Крокодил

– знаменитый парадокс древности. Крокодил похитил у матери ребенка и обещал ей, что вернет его назад тогда, и только тогда, когда мать угадает, что крокодил станет делать. Мать сказала. «Ты не вернешь мне моего ребенка...». ..

Кроне (Сroce) Бенедегго

(род. 25 февр. 1866, Пескассероли, близ Неаполя – ум. 20 нояб. 1952, Неаполь) – итал. Философ. Профессор в Неаполе (1902 – 1920). Представитель идеалистической философии – направления, примыкающего к философии Гегеля, и одновременно антиклерикального интеллектуализма. По Кроче, нет никакой природы. Нет ничего реального, кроме духа, который осуществляется диалектически на четырех ступенях (двух теоретических и двух практических). 1) как интуиция (эстетическая ступень), 2) как синтез общего с инди..

Дополнительный поиск Кришнамурти (псевд. Алисой) Джидду Кришнамурти (псевд. Алисой) Джидду

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кришнамурти (псевд. Алисой) Джидду" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кришнамурти (псевд. Алисой) Джидду, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 34 символа