Кэрролл (Сarroll) Льюис

113

(настоящее имя - ДОДЖСОН Чарльз Лутвидж) (1832-1898) - британский писатель, математик, один из творцов литературы "нонсенса" (англ, nonsense - бессмыслица). Священник (сан диакона - 1861), магистр математики (1857). Преподаватель оксфордского колледжа Крайст-черч. Основные сочинения. "Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лютвиджа Доджсо-на" (1860), "Руководство для изучающих математику" (1864), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1865), "Сведения детерминантов" (1866), "Элементарное руководство по теории детерминантов" (1867), "Фантасмагория и другие стихи" (1869), "Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса" (1871), "Охота на Снарка" (1874), "Эвклид и его современные соперники" (1879), "Рифма.

- Разум?" (1883), "Логическая игра" (1887), "Математические курьезы" (в двух томах, 1888 и 1893), "Сильви и Бруно" (1893), "Символическая логика" (1896) и др. Сказочно-поэтическое творчество К., нашедшее воплощение, в частности, в историях для детей о приключениях Алисы, еще при его жизни подверглось самым различным смысловым расшифровкам, как в духе реконструкций эпизодов из биографии писателя, так и в ключе описания Оксфордских религиозных дискуссий 1840-1870-х. Так, по мнению богослова Ш. Лесли, символика Страны Чудес такова. Алиса - образ первокурсника-неофита, Белый Кролик - рядовой священник англиканской церкви, Герцогиня - представитель епископата, банка апельсинового джема репрезентирует традиционалистский протестантизм, золотой ключик - ключ Священного писания, двери в зале - английскую Высокую и Низкую церковь и т.п.

Мир "Зазеркалья" же, согласно Лесли, может быть подвергнут даже персонифицированным интерпретациям. Труляля - Высокая церковь, Единорог - Конвокация духовенства, Траляля - Низкая церковь, Белая Королева - доктор Ньюмен, Белый Рыцарь - Гексли, Морж и Плотник - эссеисты и обозреватели, Черный Король - каноник Кингсли, Лев - Джон Буль, Бар-маглот - отвратный символ папства и т.п. Интеллектуализм 20 ст. Еще более усложнил спектр мыслимых подходов к декодировке насыщенных литературными реминисценциями и пародиями сказок К. В них, например, стали усматривать. А. Дикинс - пласт пародийной шахматной морали, содержащий сложную метафизическую философию христианского толка. А. Эттелсон - систему закодированных изречений и слов Ветхого Завета.

Р. Брэдбери - идеальную модель холодного мира викторианской эпохи (Страна Чудес Алисы у К. Или "то, что мы есть"), противопоставленную человеколюбивому Изумрудному Городу (Страна Оз у Ф. Баума или "то, чем мы хотели бы быть") и т.д. Выступая как результат эволюции элитарной европейской культуры 19 ст., обретения литературы "нонсенса" в версии К. Наглядно демонстрировали гармонию, потенциально присущую всякой несообразности. Эвристический потенциал постижения граней и переходов между рациональным и иррациональным. Катартический, очищающий характер бесчисленных логических интерпретаций и смеховых истолкований текстов, выступающих как самодостаточные игровые пространства ментального уровня. Пространственно-временная организация ("хронотоп") сказок К.

- сложна и абстрактна. Время (текущее как бы во сне) не соотносимо ни с психологическими самоощущениями героев, ни с разверткой их биографий. Пространство - многомерно (плоскости сна, зеркального отражения и шахматной игры в "Зазеркалье"), сложно организовано и легко трансформируемо любым мыслимым образом. Словоформный строй произведений К. - компендиум языковых проблем. Типичного несовпадения звука и смысла в словах. Различения предметов, имен предметов и имен имен предметов. Соотношения слов как неразложимых атомов и текста как макетного их единства и т.д. Так, Делез в контексте обоснования шизоанализа и исследования в этой связи так называемого "шизофренического языка" истолковывал "бессмысленные стихи" К.

Как типичное "шизофреническое изложение". "Во всех произведениях К. Читатель встретит. 1) выходы из туннеля, предназначенные для того, чтобы обнаружить поверхности и нетелесные события, которые распространяются на этих поверхностях. 2) сущностное родство этих событий языку. 3) постоянную организацию двух поверхностных серий в дуальности "есть/говорить", "потреблять/предлагать" и "обозначать/выражать". А также - 4) способ, посредством которого эти серии организуются вокруг парадоксального момента, иногда с помощью "полого" слова, иногда эзотерического или составного". Пример "эзотерического слова" у К., по оценке Делеза, - кэрроловский "снарк" (контаминация англ, shark - акула и snake - змея). Согласно Делезу, "шизофренический язык" К., явивший себой текстуальную объективацию представлений Гельдерлина об ипостаси языка как "знака, лишенного смысла", являл собой (наряду с поисками А.

Арто, Клоссовски и др.) альтернативу "традиционным структуралистским" моделям поэзии. Внутренняя логика творчества К. Органично достраивалась также и иными его исследованиями. В трактате "Принципы парламентского представительства" (1884) К. Выстраивал аргументацию по принципу игры двух лиц с нулевой суммой, адекватное математическое выражение которой было осуществлено лишь в 1928 Дж. Фон Нейманом. Произведения К., а также многочисленные философские, логические, психоаналитические, лингвистические и пр. Комментарии к ним сыграли значимую роль в эволюции главных философских направлений 20 в. (См. Также. Язык, Языковые игры, Возможные миры, Шизоанализ).А. А.Грицанов.

Значения в других словарях
Кьеркегор (Кierkegaard) Серен

(1813-1855) -дат. Философ, теолог и писатель. В своих работах "Или - или" ("Наслаждение и долг") и "Болезнь к смерти" он говорит о трех стадиях развития личности. Эстетической, этической и религиозной. Эстетическая стадия - жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумываясь о смысле своего существования, о последствиях, живет прежде всего чувственными удовольствиями. Ложная беззаботность, ложное довольство жизнью - все это больше похоже на состояние животного, в лучшем случае, р..

Кьеркегор, Киркегор (Кierkegaard) Серен

(1813—1855) — датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится. Суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. Стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни. Разрыв с невестой, ставший поворотным событием в жизни К., после которого..

Кюльпе (Кьlpe) Освальд

(род. 3 авг. 1862, Кандау, Курляндия – ум. 30 дек. 1915, Мюнхен) – нем. Психолог и философ. В 1894-1909 – профессор в Вюрцбурге, с 1912 – в Мюнхене. Представитель критического реализма. Занимался поисками психологического основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует реализации объекта, т.е. Раскрытию его в переживании субъекта. Этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, а именно посредством ретроспективной рефлексии. Связывал экспериментально-психологическое иссле..

Лаас (Laas) Эрнст

(род. 16 июня 1837, Фюрстенвальд – ум. 25 июля 1885, Страсбург) – нем. Философ и педагог, позитивист, находившийся под влиянием Д. Юма и Дж. Ст. Милля. Выступал против И. Канта и нем. Идеализма. Осн. Произв. «Kants Analogien der Erfahrung», 1876. «Idealismus und Positivismus», 3 Bde., 1879-1884.. ..

Дополнительный поиск Кэрролл (Сarroll) Льюис Кэрролл (Сarroll) Льюис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кэрролл (Сarroll) Льюис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кэрролл (Сarroll) Льюис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 23 символа