Ламетри (La Мettrie) Жюльен Офре Де
(1709-1751) - фр. Философ. На философию Л. Наложили отпечаток его занятия медициной. И та, и другая должны подчиняться, по Л., природе, видя в ней свой единственный предмет и черпая из нее свой метод. Зависимость от человека (политическое рабство) Л. Призывает заменить зависимостью от природы, предполагающей жизнь в согласии с разумом и обусловливающей единство людей. Мораль также зависит от физической организации человека. Индивид подобен машине, и как часы не ответственны за то, спешат они или отстают, так и человек не отвечает за свои действия. Картезианский дуализм души и тела Л. Устраняет, полностью редуцируя первую ко второму. Единственная существующая субстанция - материя. Сама по себе она пассивна, но благодаря ощущению она становится активной.
Недостаточно, следовательно, считать ее, вслед за Декартом, лишь протяженной. Ощущение - атрибут материи. Движение не придается материи извне. Для материи, начиная с самых элементарных ее уровней, характерна раздражимость. Материя проявляет склонность к самоорганизации. Ее движение упорядочено. Л. Выступает против идеи творения материи. Она не-уничтожима и вечна. В учении о человеке Л. Отвергает традиционное представление о душе и предлагает свой образ человека-машины. Разумная часть души отождествляется Л. С растительной. Тело производит и мысль. Опыт медика подталкивает Л. Сделать вывод о принципиальной неавтономности души. Она всецело определяется телесными функциями. Отсюда следует, что между человеком и животными нет существенного различия.
И счастье, и удовольствия зависят не от воли, свободу которой Л. Отрицает, но от телесной машины. Мораль имеет два источника - природу и общество. Последнее диктует человеку понятия о чести, славе, уважении и др. Добродетелях. Они относительны, будучи всецело зависимыми от текущей ситуации в обществе, от его потребностей. Мораль - дочь политики. В то же время выполнение моральных норм обеспечивает социальное равновесие. Освященные социумом нормы - это закон жизни большинства людей. Этическая теория Л. Не ставит под сомнение традиционную мораль. Философ не верит в возможность просвещения масс. В этом смысле его моральное учение пессимистично. Но все же подлинная мораль - дитя природы. Ее ориентиры телесно детерминированы.
Добро то, что приносит физическое удовлетворение. Зло - то, что вызывает телесное отвращение. Поскольку мы - рабы своего тела, постольку счастье от нас не зависит. Этика Л. В духе стоицизма учит обходиться без счастья, призывает к умеренности, требуя ограничиваться настоящим и не думать о прошлом и будущем, над которыми мы не властны. Идеи Л. Оказали известное влияние на П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро и др. Философов- просветителей. Oeuvres philosophiques. Paris, 1796. Vol. 1-3. Рус. Пер. Соч. М., 1976.Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977. Mendel L. La Mettrie. Leipzig, 1965. Vartanian A. Le philosophe selon La Mettrie // Dix-huitieme siecle. 1969. Vol. 1. Leduc-Fayetle D. La Mettrie et le "labyrinthe de l'homme" // Revue philosophique. 1980. № 3..
Дополнительный поиск Ламетри (La Мettrie) Жюльен Офре Де
На нашем сайте Вы найдете значение "Ламетри (La Мettrie) Жюльен Офре Де" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ламетри (La Мettrie) Жюльен Офре Де, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 35 символа