Леви-брюль (Levy-Вruhl) Люсьен

207

(1857-1939) - фр. Философ и психолог. С 1904 - проф. Сорбонны. Филос. Взгляды и психологическая концепция Л.-Б. Сформировались под влиянием позитивистских идей О. Конта и фр. Социологической школы. Его ранние работы касались проблем морали и истории европейской философии. В нач. 20 в. Внимание Л.-Б. Привлекли новые этнографические данные, описывающие жизнь современных первобытных популяций Юж. Америки, Африки, Австралии и Океании и особенности их менталитета. Постепенно первобытное мышление становится главной целью его филос. И психологических исследований.В отличие от представителей англ. Антропологической школы (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер и др.), которые исходили из неизменности универсальной природы человеческого "духа", психики и мышления, Л.-Б.

Выделял в эволюции сознания два этапа - первобытное и современное. Отталкиваясь от идей Э. Дюркгейма о социальной детерминации высших психических функций человека и примате коллективных представлений, навязываемых обществом каждому индивиду, Л.-Б. Считал, что человеческое сознание социализировано и содержит множество традиционно воспринятых коллективных представлений, а различным обществам соответствуют различные формы мышления. Первобытное сознание отличается от сознания людей современных цивилизованных популяций как по содержанию, так и по доминирующим мыслительным стратегиям (логике). По содержанию - оно мистическое, т.к. Присущие ему коллективные представления неотделимы от сильных религиозных эмоций и веры в сверхъестественное и составляют главный неотъемлемый элемент целостного восприятия первобытного человека.

Первобытное сознание не различает естественное и сверхъестественное, ориентируется на выявление мистических таинственных сил и безразлично к противопоказаниям опыта, который оказывается не в состоянии поставить под сомнение эффективность магических действий и ритуалов. Доминирующие мыслительные стратегии первобытного сознания также обладают рядом специфических характеристик, которые Л .-Б. Назвал пралогическим мышлением. Хотя это мышление не склонно без причины впадать в противоречия, оно и не пытается их избегать, оставаясь к ним нечувствительным. Пралогическое мышление опирается на когнитивные механизмы магии мысленного образа и магии слова, "мистической" абстракции и "мистического" обобщения. Оно подчиняется "закону партиципации" (или сопричастия), который управляет ассоциациями и связями представлений в первобытном сознании и предполагает существование различных мистических форм трансляции свойств от одного объекта к другому путем соприкосновения, заражения, овладения словом, ритуальных действий и т.д.

Пралогическое мышление в состоянии уловить действительные связи между причинами и следствиями, которые, однако, получают в рамках первобытного сознания сугубо мистическую интерпретацию. Первобытные люди могут изобретать орудия труда лишь благодаря интуиции, практической ловкости, искусности, развившихся в результате упражнений и не требующих логического анализа и обобщения. Согласно Л.-Б., пралогическое мышление нельзя рассматривать как стадию, предшествующую по времени появлению логического мышления. Речь идет о типах мышления, которые сосуществуют в социальном сознании. В ходе эволюции от первобытного сознания к сознанию современному область логического мышления расширяется, а пралогического - сужается.

Тем не менее всегда будут сохраняться коллективные представления, выражающие сопричастность, а соответственно всегда будет иметь место конфликт между древними и новыми коллективными представлениями.Л.-Б. Отождествлял сознание и мышление, а его понятие пралогического мышления оказалось эмпирически неподтвержденной конструкцией, от которой, судя по опубликованным посмертно заметкам, он даже хотел отказаться. Тем не менее его концепция оказала существенное влияние на дальнейшие психологические и эпистемологические исследования мышления, в частности, на взгляды фр. Историков школы "Анналов", К.Г. Юнга, Л. Выгодского, Ж. Пиаже и др.Первобытное мышление. М., 1930. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.И.П.

Меркулов.

Значения в других словарях
Лев Хiii (граф Винченцо Джоаккино Печчи)

(1810-1903) - 284-й Папа Римский, был избран в 1878. Энцикликой "Aeterni Patris" ("Вечные Отцы") открыл неосхоластическое движение. Призвал католиков быть на уровне динамизма светской науки, культуры, политики - всего того, что характеризовало Европу кон. 19 в. Видел величие Фомы Аквинского в его неподражаемом искусстве теологии, связующем разум с верой предельно органическим образом, так что и разум, и вера сохраняют свои права и достоинства в целостности и неприкосновенности. Подчеркивал необх..

Леви (Levy) Бернар Анри

(р. 1949) - фр. Философ, один из лидеров движения "новых философов" в 1970-х гг. Испытал влияние Ф. Ницше, А. Камю, структурализма (гл. Обр. М. Фуко, Ж. Лакана), Р. Барта. Свою задачу видит в создании "новой онтологии власти", где власть и социальная действительность фактически совпадают, а онтология выступает в качестве теории, исследующей политические структуры мира. Познание также приобретает черты политической эпистемологии, философия принимает формы и образы политики. Центральный онтологиче..

Леви-строс (Levi-Strauss) Клод

(р. 1908) - фр. Этнолог, социолог и антрополог, создатель структурной антропологии. Окончив филос. Отделение Парижского унта, Л.-С. В нач. 30-х гг. Уехал в Бразилию, где в 1935- 1939 вел полевые исследования в тропических джунглях среди племен намбиквара, бороро, кадувео и др. Проф. Социологии ун-та в Сан-Паулу (1935-1938). В 1941-1947 жил в США, здесь продолжил свои этнографические исследования, но уже среди индейских племен Сев. Америки. Советник фр. Посольства в США по вопросам культуры (1946..

Леви-стросс (Levi-Strauss) Клод

(р. 1908) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. Профессор университета в Сан-Паулу (1935-1938), зам. Директора Антропологического музея в Париже (1949-1950), профессор Коллеж де Франс (с 1959). Член Французской академии (1973). Основные сочинения. "Структурная антропология" (1958), "Мифологии. Тт. 1-4" (1964-1971), "Структурная антропология - 2" (1973), "Структура мифов" (1970), "Колдун и его магия" (1974) и др. Неудовлетворе..

Дополнительный поиск Леви-брюль (Levy-Вruhl) Люсьен Леви-брюль (Levy-Вruhl) Люсьен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леви-брюль (Levy-Вruhl) Люсьен" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леви-брюль (Levy-Вruhl) Люсьен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 30 символа