Левинас (Levinas) Эмманюэль

227

(1905-1995) - фр. Философ литовского происхождения. Автор этического варианта феноменологии, испытавший влияние Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ф.М. Достоевского. Концепция Л. Созвучна идеям "диалогической философии" М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Г. Марселя. Вместе с тем философ перетолковывает основные понятия феноменологии, которые, по его убеждению, обретают подлинный смысл лишь в соотнесении с проблемой Другого. Вслед за М. Шелером и Хайдеггером Л. Использует интенциональный анализ при изучении духовно- эмоциональной жизни индивида, считая такие внутренние переживания человека, как забота, беспокойство, тревога, суверенной сферой феноменологии. Здесь Л. Опирается также на идеи позднего Гуссерля - его феноменологическую психологию, исходным пунктом которой является непосредственная практическая жизнь человека, зафиксированная в понятиях "жизненный мир", "интерсубъективность" и др.

Заслугу экзистенциализма Л. Видит в том, что ему удалось вывести филос. Мышление за пределы субъект-объектных отношений, представив субъект и объект лишь в качестве полюсов интенциональной жизни, а не ее содержанием и тем самым превратив феноменологический метод в метафизический. Развивая экзистенциалистскую трактовку интенциональности (трансцендирования) и связывая ее с понятием смысла, Л. Ищет новый по сравнению с прошлой философией предел трансцендирующей активности субъекта и находит его в опыте общения с др. Человеком, в конечном итоге - с Богом. Человеческое общение Л. Определяет как "близость ближнего", как непосредственное отношение двух своеобразных субъективностей, рождающееся естественным образом и предшествующее вовлечению.

Близость не только не сводится к сознанию, но вписывается в него как чуждое ему свойство. Чувство близости - это метаонтологическая и металогическая страсть, которой сознание охвачено до того, как стало образным и понятийным, и постигается она без к.-л. Априори. В изначальном опыте близости различие между Я и Другим конституируется как отношение один-для-другого. Из первоначального опыта близости Л. Выводит практику и познавательную деятельность, мир культуры вообще. Один-для-другого - так формулирует философ проблему трансценденции, определяя ее как высшую способность и отличительный пафос человеческой субъективности. Появление Другого, считает Л., и есть то, что ищет феноменология. Другой - это феномен, выступающий за явлением.

Отношение к ближнему со стороны Я - это одержимость и ответственность. Чувство ответственности, по признанию самого философа, во многом подсказано ему рус. Классической литературой (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Достоевский). Критикуя сартровскую концепцию "для-себя", Л. Утверждает, что нервом субъективности является "для-другого", связывающее чувство ответственности за Другого с конечностью человека. Человечество рисуется фр. Феноменологом как мир коммуникации разнообразных культур, единство которых коренится в изначальном межсубъектном общении.Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998. Избранное. Тотальность и бесконечное. СПб., 2000. De l'ехistence a Pexistant. Paris, 1947. Ethiqueet infini. Paris, 1982.Вдовина И.С.

Эмманюэль Левинас // История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. Четвертая. М., 1999..

Значения в других словарях
Левинас (Levinas) Эмманюэль

ЛЕВИНАС (Levinas) Эмманюэль (р. 1906) - французский философ. Родился в Литве. Испытал влияние Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и религиозной традиции иудаизма. Основой философии считал этику, ее центральные понятия у Левинаса - "другой" и "встреча с другим".. ..

Левин Ас (Levinas) Эммануэль

(р. 1906) - французский философ-диалогист. В 1916-1920 жил в Харькове, в 1920-1923 - во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. В 1923 организовал в Страсбурге философскую студию, затем продолжил начатую работу во Фрейбурге. С 1961 - профессор нескольких учебных заведений Франции. Работал в Сорбонне. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга. Первая работа Л. "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" была опубликована в 1930. Это была первая..

Левинас (Levinas) Эммануэль

(12.01.1906— 25.12.1995. Точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе — Ред.) — французский философ-диа- логист, постмодернист. Родился в Каунасе. В 1916— 1920 жил в Харькове, в 1920—1923 — во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. С 1923 Л. Изучал философию в Страсбурге, где познакомился с Бланшо, ставшим его другом на долгие годы. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга. В 1928—1929..

Левит (Lцwiht) Карл

(род. 9 янв. 1897, Мюнхен – ум. 1973) – нем. Философ, историк современной философии. Профессор в Гейдельберге, ранее – в США. Занимался изучением новейшей философии. Осн.произв. «Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen», 1928. «J.Burckhardt, der Mensch inmitten der Geschichte», 1936. «Von Hegel zu Nietzsche», 1953. «Weltgeschichte und Heilgeschehen», 1956. «Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen», 1956. «M. Heidegger. Denker in dьrftiger Zeit», 1953. «Wissen, Glaube und Sk..

Левицкий Сергей Александрович

(1908-1983) - русский философ, публицист, писатель. После революции вместе с родителями оказался в Эстонии. Окончил Карлов университет в Праге, где учился под руководством Н.О. Лосского. С 1941 - доктор философии (диссертация. "Свобода как условие возможности объективного познания"). Во время войны вступил в ряды Национально-трудового союза, одним из идеологов которого и стал ("солидаризм"). После войны, покинув Прагу, оказался в числе перемещенных лиц в Германии, где в 1947 в издательстве "Посе..

Дополнительный поиск Левинас (Levinas) Эмманюэль Левинас (Levinas) Эмманюэль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Левинас (Levinas) Эмманюэль" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левинас (Levinas) Эмманюэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 27 символа