Левинас (Levinas) Эмманюэль
(1905-1995) - фр. Философ литовского происхождения. Автор этического варианта феноменологии, испытавший влияние Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ф.М. Достоевского. Концепция Л. Созвучна идеям "диалогической философии" М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Г. Марселя. Вместе с тем философ перетолковывает основные понятия феноменологии, которые, по его убеждению, обретают подлинный смысл лишь в соотнесении с проблемой Другого. Вслед за М. Шелером и Хайдеггером Л. Использует интенциональный анализ при изучении духовно- эмоциональной жизни индивида, считая такие внутренние переживания человека, как забота, беспокойство, тревога, суверенной сферой феноменологии. Здесь Л. Опирается также на идеи позднего Гуссерля - его феноменологическую психологию, исходным пунктом которой является непосредственная практическая жизнь человека, зафиксированная в понятиях "жизненный мир", "интерсубъективность" и др.
Заслугу экзистенциализма Л. Видит в том, что ему удалось вывести филос. Мышление за пределы субъект-объектных отношений, представив субъект и объект лишь в качестве полюсов интенциональной жизни, а не ее содержанием и тем самым превратив феноменологический метод в метафизический. Развивая экзистенциалистскую трактовку интенциональности (трансцендирования) и связывая ее с понятием смысла, Л. Ищет новый по сравнению с прошлой философией предел трансцендирующей активности субъекта и находит его в опыте общения с др. Человеком, в конечном итоге - с Богом. Человеческое общение Л. Определяет как "близость ближнего", как непосредственное отношение двух своеобразных субъективностей, рождающееся естественным образом и предшествующее вовлечению.
Близость не только не сводится к сознанию, но вписывается в него как чуждое ему свойство. Чувство близости - это метаонтологическая и металогическая страсть, которой сознание охвачено до того, как стало образным и понятийным, и постигается она без к.-л. Априори. В изначальном опыте близости различие между Я и Другим конституируется как отношение один-для-другого. Из первоначального опыта близости Л. Выводит практику и познавательную деятельность, мир культуры вообще. Один-для-другого - так формулирует философ проблему трансценденции, определяя ее как высшую способность и отличительный пафос человеческой субъективности. Появление Другого, считает Л., и есть то, что ищет феноменология. Другой - это феномен, выступающий за явлением.
Отношение к ближнему со стороны Я - это одержимость и ответственность. Чувство ответственности, по признанию самого философа, во многом подсказано ему рус. Классической литературой (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Достоевский). Критикуя сартровскую концепцию "для-себя", Л. Утверждает, что нервом субъективности является "для-другого", связывающее чувство ответственности за Другого с конечностью человека. Человечество рисуется фр. Феноменологом как мир коммуникации разнообразных культур, единство которых коренится в изначальном межсубъектном общении.Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998. Избранное. Тотальность и бесконечное. СПб., 2000. De l'ехistence a Pexistant. Paris, 1947. Ethiqueet infini. Paris, 1982.Вдовина И.С.
Эмманюэль Левинас // История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. Четвертая. М., 1999..
Дополнительный поиск Левинас (Levinas) Эмманюэль
На нашем сайте Вы найдете значение "Левинас (Levinas) Эмманюэль" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левинас (Levinas) Эмманюэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 27 символа