Легизм

347

(лат. Lex (legis) - закон, кит. Фа цзя - букв. Школа закона, законники) - одна из шести основных школ др.-кит. Философии. Основоположниками школы закона традиционно считаются крупные политические деятели. Гуань Чжун (кон. 8-7 вв. До н.э.), Цзы Чань (5 в. До н.э.) и Ли Куй (5 в. До н.э.). Главными теоретиками Л. Были Шан Ян (4 в. До н.э.) и Хань Фэй (3 в. До н.э.). Взгляды первого изложены в книге "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"), а второго - в письменном памятнике "Хань Фэй-цзы". Наибольший вклад в теорию Л. Внес Шан Ян (Гунсунь Ян, 390-338 до н.э.).Основа доктрины Л. - учение о безусловном главенстве юридического закона (фа) в жизни roc-ва и общества. Творцом законов может быть только правитель. "Если во всем руководствоваться законом, страна будет наслаждаться порядком", - писал Шан Ян.

Его концепция закона включала в себя 1) систему наказаний и поощрений как основу воспитания народа в духе преданности правителю и 2) систему присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования). Систему строгих наказаний за нарушение приказов правителя независимо от тяжести преступления Шан Ян считал источником "силы и добродетели". Весомым дополнением этой политики он рассматривал также доносы и взаимную слежку, названные им "системой взаимной ответственности".Важным элементом социальной теории Шан Яна был тезис о необходимости "ослабления народа", превращении его в безропотное, послушное орудие воли правителя. "Когда народ глуп - им легко управлять". Это положение Шан Ян объяснял необходимостью заставить "народ" не "рассуждать" и думать об учении, а заниматься сельскохозяйственным трудом и "помышлять лишь о войне".

"Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне", - утверждал он. В основе этого тезиса Шан Яна лежала его убежденность в том, что мораль, традиции и культура несовместимы с природой человека - его врожденным стремлением к выгоде.Учение Шан Яна, дополненное концепцией Хань Фэя об "искусстве управления", было включено впоследствии в своих основных чертах в политическую доктрину императорского Китая (начиная с эпохи Хань - 3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) и составило теоретический каркас политической культуры средневекового Китая. Интерес к учению легистов проявляли многие философы и политические деятели Китая вплоть до кон. 20 в.Книга правителя области Шан ("Шан цзюнь шу"). М., 1968. Переломов Л.С.

Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. Creel H.G. The Origins of Statecraft in China. Chicago, 1970..

Значения в других словарях
Легизм

"Школа закона", представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. До н.э. Теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.). Легистское учение выражено в аутентичных трактатах 4-3 вв. До н.э. Гуань-цзы ([[Трактат]] Учителя Гуань [[Чжуна]]), Шан цзюнь шу (Книга правителя [[области]] Шан [[Гунсунь Яна]]), Шэнь-цзы ([[Трактат]] ..

Легизм

(legisme, legalism)Принятое в зап. Науке обозначение школы фа цзя - "законников",одного из осн. Направлений древнекит. Этико-политич. Мысли(от лат. Lex, род. Падеж legis - закон)Основоположниками теории и практики Л. Считаются Гуань Чжун (кон. 8 - 7 в. До н.э.), Цзы Чань (6 в. До н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. До н.э.). Крупнейшими теоретиками Л. Признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. До н.э.) и Хань Фэй (3 в. До н.э.).В основе доктрины Л. Лежит учение о ..

Левкипп Из Абдеры ИЛИ Милета

(5 в. До Р.Х.) – греч. Философ. Современник и предполагаемый учитель Демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики. Однако жизнь и соч. Левкиппа не были известны уже в древности, и сегодня мы о нем почти ничего не знаем.. ..

Легальность

(от лат. Legalis – законный) – законность, соответствие поведения внешнему закону в противоположность моральности – поведению, соответствующему внутреннему закону нравственности. Легальный – законный, соответствующий закону.. ..

Легитимность

(лат. Legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие "признания" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом признание оказалось конститутивным моментом социал..

Леезе (Leese) Курт

(род. 6 июля 1887, Гольнов – ум. 6 янв. 1965, там же) – нем. Представитель философии религии. С 1935 – профессор в Гамбурге. Общность абсолютного духа идеалистической философии и святого духа противопоставляет природе, в том виде, как она отражена философией в понятиях всежизни, переживания, телесности, поколения, крови, расы, инстинкта, души, бессознательного стремления, влечения, чувства, аффекта, страсти, чувства симпатии, эроса, диониса и т.д. Центральной проблемой философии жизни является д..

Дополнительный поиск Легизм Легизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Легизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Легизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа