Макиавелли (Мachiavelli) Никколо Ди Бернардо

179

(1469—1527) — итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498—1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения. "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516—1517), "О военном искусстве" (1519—1521), "История Флоренции" (1520—1525) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. Разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу.

М. Характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. Ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. "высшие государственные интересы". Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., "правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи".) "Государь" М.

— это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. Не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., — это "славные преступления". С точки зрения М., "ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами". При этом М. Призывал уделять особое внимание "общему благу" — общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера.

(По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. Настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. Был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как "необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства", религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания.

Римскую этику самосохранения и самоутверждения М. Ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М. Полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт. "Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание — хорошими законами, а хорошие законы — теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются". Стяжательство, по мнению М., — это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий. Человек у М. "скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества". Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить.

Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. Предлагал определять с помощью набора понятий virtu — основополагающего достоинства удачливого правителя — способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. Считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же — удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., — гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. Был изгнан. М. Испытал тюремное заключение, подвергался пыткам.

Среди первых критиков М. Были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди "отцов" Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что "Государь" написан рукой Сатаны". В 1559 все сочинения М. Были включены в первый "Индекс запрещенных книг". М. Писал. "Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно". (Самой известной попыткой литературного опровержения М. Было сочинение Фридриха Великого "Антимакиавелли", написанное в 1740. В нем отмечалось. "Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить. Вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению. И я излагаю свои размышления о "Государе" Макиавелли — главу за главой, — чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие".) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М.

Находится надпись. "Никакая эпитафия не выразит всего величия этого име- ни". Труды М. Знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада. Рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина. Все помыслы и все творчество М. Увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования — как искусство создания и усиления государственной власти. A.A. Грицанов.

Значения в других словарях
Мак-таггарт (МcТaggart) Джон Эллис

..

Макиавелли (Мachiavelli) Никколо

(1469-1527) - ит. Общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. Род. В патрицианской, но обедневшей флорентийской семье. Во время восстановления республики во Флоренции играл достаточно видную роль в политической жизни, выполняя различные дипломатические поручения. После возвращения Медичи был удален отдел, что обеспечило ему досуг для занятия филос. Трудами. Основные произведения М. "Государь", "Рассуждения на I декаду Тита Ливия", "История Флоренции".Суть мировоззрен..

Макиавеллизм

..

Макрокосмос

Вселенная, универсум, мир в целом. Ср. Микрокосмос.. ..

Дополнительный поиск Макиавелли (Мachiavelli) Никколо Ди Бернардо Макиавелли (Мachiavelli) Никколо Ди Бернардо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макиавелли (Мachiavelli) Никколо Ди Бернардо" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макиавелли (Мachiavelli) Никколо Ди Бернардо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 44 символа