Манхейм (Мannheim) Карл

248

(1893-1947) - нем. Философ и социолог, один из основателей социологии знания, известен своими работами по теории идеологии и динамике культуры. Род. В Венгрии. Учился в ун-тах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. На развитие взглядов М. Оказали влияние идеи Г. Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера, М. Шелера, традиции неокантианства, неогегельянства, феноменологии. После падения Венгерской советской республики (1919) переехал в Германию. С 1925 - приват-доцент философии Гейдельбергского ун-та, с 1929 - проф. Социологии и национальной экономии во Франкфуртском ун-те. В 1933 эмигрирует в Великобританию. Преподает социологию в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 преподает в педагогическом центре при Лондонском ун- те, где в 1945 становится проф.

Педагогики. В "нем." период своего творчества М. Занимается проблемами теории познания, разрабатывает философско-социологическую методологию социального познания, обращается к изучению феноменов духовной культуры. Наиболее известная работа этого периода "Идеология и утопия" (Ideologie und Utopie. Bonn, 1929. В пер. На англ. Ideology and Utopia. London, 1952). В "англ." период творчества М. Создает работы, посвященные анализу исторического опыта 20 в. Наиболее известные работы этого периода "Человек и общество в эпоху преобразований" (1935), "Диагноз нашего времени. Очерки военного времени, написанные социологом" (1943).М. Ощущал свое время как эпоху радикальной социальной перестройки. Как и ряд др. Мыслителей межвоенного времени, суть этой перестройки он видел в переходе от традиционной социальной структуры с ее устойчивой иерархией и господством просвещенной элиты к обществу, в котором массы начинают претендовать на власть.Деструктивный ход событий, по М., заключается в том, что те социальные слои, у которых и раньше можно было предполагать латентное господство иррациональных импульсов, теперь декларировали их открыто, а группы, которые могли бы противодействовать иррационализму, оказались беспомощными и как бы внезапно потеряли веру в формирующую общество власть разума.В свете этих представлений М.

Обращает внимание на феномен диспропорционального развития человеческих способностей. Он выделяет два основных вида опасных диспропорций в развитии способностей. Первый состоит в том, что в обществе техническое и естественно-научное знание опережает моральные силы и осмысление общественного прогресса. Второй вид диспропорций возникает из-за того, что ни в одном более или менее сложном обществе разумность и моральность, необходимые для решения поставленных хозяйством и обществом задач, не проявляются во всех социальных группах и слоях равномерно. Эту диспропорциональность М. Называет "социальной диспропорциональностью" и связывает с нею необходимость регулирования процессов перехода к демократии масс.На основе диагноза, поставленного современному обществу, М.

Задается вопросом. "Действительно ли на стадии массового общества все безнадежно, и мы без надежды на спасение движемся навстречу гибели общества и культуры?" Он считает, что история либерального массового общества достигла точки, когда расчет на естественный ход событий ведет к гибели. Чтобы избежать рокового развития событий, необходимо регулирование, даже планирование социокультурных изменений. Необходимо также признать, что система образования, рассчитанная на индивидуализированный элитарный тип в демократии меньшинства, не может быть без изменений успешно применена к массам. Пассивное ожидание в этой ситуации опасно, ибо к власти придут те группы, которые под планированием понимают одностороннее, функционирующее в их интересах господство сил.

Планирование не означает насилия над живыми структурами, диктаторскую замену творческой жизни. Это прежде всего умение ясно видеть тенденции развития и учитывать их в своих действиях, поддерживать любые позитивные сдвиги.В последние годы жизни М. Интенсивно занимался проблемами воспитания и образования, изменениями, происходящими в культуре и общественной жизни.Диагноз нашего времени. М., 1994. Seele und Kultur. Budapest, 1918. Die Strukturalyse der Erkenntnistheorie. Berlin, 1922. Historismus. Bonn, 1924. Das Problemeiner Soziologie des Wis-sens. Bonn, 1925. Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. Bonn, 1926. Ideologie und Utopie. Bonn, 1929 (в пер. На англ. Ideology and Utopia. London, 1952). Mensch und Gesellschaft im Zeitalterdes Umbraus.

Leiden, 1935 (в пер. На англ. Man and Society in an Age of Reconstruction. Studies in Modern Social Structure. London. New York, 1940). Diagnosis of Our Time. Wartime Essays of Socioligist. London, 1943.Малинкин А.Н. О Карле Манхейме // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994..

Значения в других словарях
Мантика

(от греч. Mantis – пророк) – искусство прорицания, напр. Астрология, хиромантия (искусство чтения по руке), гадание на картах, заклинание и вопрошение мертвых (некромантия), толкование снов и др.. ..

Мантра

(санскр. - стих, заклинание) - в древнеиндийской религиозной традиции магическая вербальная формула общения с богами, приватно транслируемая от учителя к ученику. Предполагалось наличие особой сверхестествен-ной связи между конкретной М. И соответствующим божеством. Коренной поворот в эволюции М. Как вида специфической коммуникации "посю-" и "потустороннего" мира произошел, согласно легендам, тогда, когда одна из них была озвучена с крыши храма. Являясь определенным аналогом молитвенных словесны..

Марбургская Школа

Направление в неокантианстве, основанное Г. Когеном и П. Наторпом и поддержанное Э. Кассирером. М.ш. Подчеркивала априорную, неэмпирическую, непсихологическую, чисто логическую сторону знания, отрицательно относилась к психологизму. Ощущение рассматривалось не как самостоятельный фактор познания, а лишь как побуждение к нему. Логическое и априорное в эстетике, этике, психологии и праве, независимое от опыта, считалось фундаментом этих областей знания. Бытие истолковывалось как переплетение логич..

Марбургская Школа Неокантианства

— направление в русле неокантианства, предпринявшее попытку трансцендентально-логической интерпретации учения Канта. Свое название получила от имени города, в университете которого начал свою деятельность основатель школы — Коген, сплотивший вокруг себя группу последователей и единомышленников (Наторп, Кассирер и др.). Как и Кант, представители М.Ш. Стремятся объяснить возможность научного знания (математического естествознания, главным образом) и обосновать его общезначимость. При этом их не ус..

Дополнительный поиск Манхейм (Мannheim) Карл Манхейм (Мannheim) Карл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Манхейм (Мannheim) Карл" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Манхейм (Мannheim) Карл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа