Маркузе (Мarcuse) Герберт

80

(1898-1979) - нем.-амер. Философ, видный представитель неофрейдизма, один из основателей франкфуртской школы. В 1930-х гг. Появились его первые работы. "Онтология Гегеля" и "Разум и революция". М. Стремился связать Г.В.Ф. Гегеля не столько с К. Марксом, сколько с В. Дильтеем. Трактат "Разум и революция" был посвящен обоснованию тезиса о революционном характере филос. Системы Гегеля. Франкфуртский ин-т социальных исследований пытался разработать всеохватывающую социальную теорию, применяя метод эмпирических исследований. Однако М. Остался верен чисто теоретическому подходу к историческим и социальным темам.Уже в работах 1930-х гг. Он отмечает подавление инстинктов, сексуальное вытеснение как один из существующих атрибутов эксплуататорского строя.

Следствием дуалистической метафизики он считает не только экономическую, но и сексуальную нищету, подавление тела. У М. Появляется легкая критика гедонизма и материализма 18 в. Просветители, по мнению М., утверждали право на физическое наслаждение, лишенное к.-л. Чувства страха или вины. У раннего М. Обнаруживается критика буржуазной концепции любви, которая в капиталистическом обществе потеряла свой спонтанный характер игры, став предметом привычки и долга. Любовь в этом обществе получила чисто гигиенические функции и сделалась средством поддержания физического и психического здоровья, необходимого для эффективного функционирования производственного механизма.Подавление сексуальности, по М., не просто зло капитализма, но необходимое условие поддержания социального строя.

Более того, развитие свободного эротизма способно нарушить функционирование капиталистической системы. Именно поэтому господствующий класс всегда стремился к утверждению протестантской этики. "Эрос и цивилизация" (1955) - центральное произведение М., в котором он показал себя крупным представителем радикальной традиции в психоанализе. М. Считал, что неофрейдисты пришли к оптимистическим выводам, просто отбросив все неприятные факты, открытые психоанализом. Значение сексуальности, функции бессознательного, роль инфантильного опыта. Репрессивная цивилизация, по М., не только порабощает человека, но и таит в себе угрозу саморазрушения, гибели человечества. Если вся история цивилизации есть диалектическая борьба двух извечных сил, то поражение смерти может быть достигнуто только через освобождение Эроса.М.

Был связан с движением "новых левых", но позже отошел от них, внес коррективы в свои теоретические исследования. М. Пытался продумать также философско- антропологические проблемы, стремясь понять природу человека и его предназначение.Одномерный человек. Киев, 1994. Эрос и цивилизация. М., 1998. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973. Романов И.Ю. Психоанализ. Культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994..

Значения в других словарях
Марксизм-ленинизм

..

Марксизм1

ЛЕНИНИЗМ - самообозначение правящих идеологий в странах социализма в 20 в. Первоначально характеризуемые в персонифицирующей стилистике (учение "Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина" и т.п.), эти конгломераты идей под воздействием процессов "преодоления культа личности и его последствий" начали описываться как продукт коллективного руководства правящих партий с акцентированным дистанцированием от любых признаков харизматической окрашенности. В структуру М. - Л. Традиционно входили ортодоксальный..

Маркузе (Мarkuse) Герберт

(1898—1979) — немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США — с 1934. В 1939—1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934—1941, 1951—1954), Калифорнийском (1955—1964) университетах и Университете в Сан-Диего (1965—1976). Основные труды. "Онтология Г..

Марсель (Мarcel) Габриель

(род. 7 дек. 1889, Париж – ум. 9 окт. 1973, там же) – франц. Философ. Профессор в Сорбонне, глава христ. Экзистенциализма во Франции. Человеческую жизнь рассматривает преимущественно через призму противоположности между тем, чем мы владеем (вещи, мысли, чувства), что мы «имеем», и тем, что мы «есть», что составляет нашу сущность. Если то, чем мы владеем, порабощает нас или делает своими служителями, бытие омрачается. С 1950 Марсель отказывается от выражения «христ. Экзистенциалист» и делает попы..

Дополнительный поиск Маркузе (Мarcuse) Герберт Маркузе (Мarcuse) Герберт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маркузе (Мarcuse) Герберт" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркузе (Мarcuse) Герберт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 25 символа