Мода

121

Система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения. "Мода по своему усмотрению управляет лишь теми вещами, которые в равной степени могут быть такими или иными. Фактически ее составляющей является эмпирическая общность, оглядка на других, сравнение, а вместе с тем и перенесение себя на общую точку зрения" (Х.Г. Гадамер). Будучи социальным по своей сути явлением, М. Создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться. В частности, И. Кант считал, что лучше быть модным дураком, чем идти против М., хотя и глупо принимать М. Чересчур всерьез. Сходное убеждение выражал А.С. Пушкин. "Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком.

Обычай - деспот средь людей".Как и вкус, М. Не сводится к правилам и понятиям, а представляет собой систему образов, на основе которых выносятся оценочные суждения. Вкус и М. Постоянно взаимодействуют. "Хороший вкус характеризуется тем, - пишет Гадамер, - что умеет приспособиться к вкусовому направлению, представленному модой, или же умеет приспособить требования моды к собственному хорошему вкусу. Тем самым в понятии вкуса заложено умение и в моде соблюдать умеренность, и обладатель хорошего вкуса не следует вслепую за меняющимися требованиями моды, но имеет относительно их собственное суждение. Он придерживается своего "стиля", т.е. Согласовывает требования моды с неким целым, которое учитывает индивидуальный вкус и принимает только то, что подходит к этому целому с учетом того, как они сочетаются".Назначение М.

- различать и разграничивать людей, поэтому М. - понятие прежде всего индивидуалистических обществ. Коллективистические общества, выдвигающие на первый план равенство людей, их неразличимость, стремятся унифицировать не только мысли, чувства и поступки своих индивидов, но их вкусы и даже внешний вид (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество).В средневековом, умеренно коллективистическом обществе сохранялись имущественные различия и важные различия в статусе. В силу этого единообразие вкусов и стандартизация М. Не проявлялись в нем с той отчетливостью, с какой они позднее выступали в жизни социалистического, тоталитарного общества. Строгая иерархия тканей, мехов, цвета одежды и т.п., утверждавшаяся в Средние века, служила различению сословий и поддержанию в каждом из них чувства собственного достоинства в соответствии с положением и саном.

Чтобы богатые сословия не злоупотребляли дорогой одеждой, высказывалось предположение закрепить различия сословий в одежде не обычаем, а законодательным актом. Отличительный знак на одежде сделал бы ненужным различия в самой одежде, так что представители всех сословий могли бы одеваться примерно одинаково.В социалистических обществах императивы вкуса и М. Существовали в чрезвычайно ослабленной форме. В своих мечтаниях некоторые социалисты-утописты шли еще дальше. Они хотели, чтобы не только вкусы и одежда всех людей были одинаковыми, но чтобы даже их лица не имели существенных различий. В частности, Л.М. Дешан, описывая будущее социалистическое общество, высказывал пожелание, чтобы "почти все лица имели бы почти один и тот же вид".

Социалист, описанный Ф.М. Достоевским, говорил, что в будущее общество "даже красивые очень лицом мужчины и женщины не должны быть допускаемы". Реальные социалистические общества воздерживались от такой далеко идущей унификации своих индивидов, хотя коммунизм и стремился к единообразию их тел, достигаемому благодаря физкультуре и здоровому образу жизни, а национал-социализм - даже к сходству их лиц, являющемуся естественным результатом борьбы за "расовую чистоту". В тоталитарном обществе не было сословий, различие которых должна была бы подчеркивать М. Кроме того, большинство его членов были чрезвычайно бедны, и им было не до М. Сама атмосфера тоталитарного общества отвращала от М., расценивавшейся как "буржуазное понятие".Не только коллективистические общества, но и коллективистические сообщества (армия, церковь, тоталитарные политические партии и т.п.) явственно тяготеют к единообразию в одежде.

Корпоративная психология, господствующая в таких сообществах, диктует их членам не только исполнительность и полную лояльность сообществу, но и внешнее сходство, и в первую очередь сходство в одежде.Феномен М. Проявляется почти во всех областях социальной жизни. Особое значение придает ему филос. Герменевтика, считающая М. Одной из важных сфер проявления вкуса, представляющего собой "общественный феномен первого ранга" (Гадамер). Аргумент к М. Является частным случаем аргумента к вкусу и находит приложение не только в повседневной жизни и искусстве, но даже в науке.Дешан Л.М. Истина, или Достоверная система. Баку, 1930. Кант И. Соч. М., 1966. Т. 6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. Гадамер Х.Г. Истина и метод.

М., 1988. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. Зиновьев А.А. Зияющие высоты. М., 1994. Кн. 2.И. П. Никитина.

Значения в других словарях
Мода

IМо́да (франц. Mode, от лат. Modus — мера, образ, способ, правило, предписание) непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от понятия стиля (См. Стиль), М. Характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В более узком смысле М. Называют смену форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть од..

Мода

МОДА (франц. Mode - от лат. Modus - мера, способ, правило),1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле - смена форм и образцов одежды.2) Непрочная, быстропроходящая популярность.. ..

Мода

МОДА (французское mode, от латинского modus - мера, способ, правило), 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле - смена форм и образцов> одежды. 2) Непрочная, быстропреходящая популярность.. ..

Мода

(франц. Mode от дат. Modus. Англ. Fashion, откуда наше "фэшенебльный") — форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силою необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основою М. Является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности (см.). Область, где главным образом царит М., — костюм. Нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния М. Ей подчинены способ ..

Мода

Быть в [полной] моде. 1. Сиб. Активно использоваться, иметь применение. ФСС, 20. СРНГ 29, 85. 2. Перм. Быть в центре всеобщего внимания. СРНГ 18, 195.. ..

Мода

См. Этикет. ..

Мода

Мода — это то, что выходит из моды. Коко Шанель Мода — это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится. Мода — это управляемая эпидемия. Джордж Бернард Шоу Одно из очарований моды в том, что она ничему не служит. Франсуаза Жиро Мода — настолько невыносимая разновидность уродства, что приходится менять ее каждые полгода. Оскар Уайльд Сделавшись общей, мода переживает себя. Мария Эбнер-Эшенбах Мода проходит, стиль остается. Коко Шанель Моду можно купить. Стиль необходимо иметь. Э..

Мода

(фр.). Временный условный обычай в обществе, выражающийся в покрое одежды, в нарядах, в нравах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)господство в данное время каких-либо вкусов, направлений и т. П., отражающееся в любой области народной жизни.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)изменчивое господство тех или других вкусов, направлений, обычаев и т. П., которые в данное время являются наиб..

Мода

См. Обычай. ..

Мода

Абсурдная, авангардная, бессмысленная, быстротекущая, властная, временная, всеобщая, высокая, вычурная, глупая, гнусная, господствующая, демократичная, дурная, классическая, массовая, мещанская, навязчивая, недолговечная, нелепая, нескромная, низкопробная, новая, общая, обывательская, отвратительная, плебейская, повальная, последняя, преходящая, рабская, рискованная, скверная, слепая, скоропреходящая, устарелая, худая, элитарная. Куражливая. Американская, европейская, западная, молодежная, париж..

Мода

Тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках (см. Волновод, Квазиоптика). Термин "мода" стал употребляться также для любого волнового поля (вне его источников), обладающего определенной пространственной структурой (симметрией). Так появились понятия моды изучения лазера, "утекающей" моды, поверхностной моды, моды "шепчущей галереи", экспоненциально спадающей моды, связанных мод, селекции моды..

Мода

Ж. Франц. Ходящий обычай. Временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах. Обык. По моде, и мышь в комоде. По старой вере, да по новой моде, о раскольн. Ныне это в моде, в обычае, в обыке. Такая мода, обык. | В олон. Назыв. Модой головной девичий платок, повязанный по городскому, концами вперед. Модочка, моск.-под. Головная повязка из черного шелкового платочка. Модная барыня. Модный чепец, магазин. Она модно одевается, по моде. Моднее её нету. Модноватый,..

Мода

Ж.1) Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное - обычно недолгое - время.2) Всеобщее признание, внимание, известность в данное время.3) перен. Разг.-сниж. Привычка, обыкновение (обычно с оттенком неодобрительности).. ..

Мода

МО́ДА -ы. Ж. [франц. Mode - мода. Манера, образ действий]. ..

Мода

-ы, ж. 1. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. М. На короткую одежду. Ввести в моду новый фасон. 2. Мн. Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). Журнал мод. 3. Манера поведения, обычаи (прост.). Взял моду ругаться. * В моде — моден (в 1 и 2 знач.). В моде — макси. Кружево не в моде.. ..

Мода

Моды, ж. (фр. Mode). 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что-н. В моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженые волосы. Привычка, новая манера поведения (простореч.). У меня нет моды деньгами платить. Чехов. А еще тоже моду.взяли вечера с огнем сидеть. Чехов. 2. Только мн. Предметы туалета, отвечающие последней моде, преимущ. В образцах. Женские моды. Журнал мод. 3. Признак, к-рый наиболее часто вс..

Мода

Заимств. В начале XVIII в. Из франц. Яз., где mode <. Лат. Modus «манера» <. «правило, мера», того же корня, что греч. Metron «мера», готск. Mitan «мерить», мера. Мода буквально — «то, что умеренно, скромно».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Мода

Мо́да впервые мода, у Петра I (см. Смирнов 198), также у Фонвизина (см. Преобр. I, 544). Через нем. Моdе (с XVII в., см. Шульц–Баслер 2, 126) или из франц. Mode от лат. Modus "мера (предмета). Правило, предписание. Образ, способ".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Мода

Наиболее часто встречающееся значение в серии результатов. Например, в серии 3. 3, 3. 5, 6 мода равна 3.. ..

Мода

— характеристика функции распределения. Для непрерывного распределения М. Есть значение X, для которого плотность f (x) максимальна. Для дискретного распределения случайной величины при x1≤. Х2≤. Х3 ≤. ≤. Xi есть М., если pi>. Pi-1, и pi>. Pi+1. Распределения с одним максимумом — унимодальны, с двумя и более — бимодальны и мультимодальны.. ..

Мода

Тип колебаний (нормальные колебания) в распределённых колебат. Системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках. Термин "М." стал употребляться также для любого волнового поля (вне его источников), обладающего оп-редел. Пространственной структурой (симметрией). Так появились понятия М. Излучения лазера, "утекающей" М., поверхностной М., М. "шепчущей галереи", экспоненциально спадающей М., связанных М., селекции М. И т.д. ..

Мода

- одна из числовых характеристик распределения вероятностей случайной величины. Для случайной величины, имеющей плотность вероятности р(х), М. Наз. Любая точка х 0 максимума р(х). М. Определяется и для дискретных распределений. Если значения и случайной величины Xс распределением расположены в цорядке возрастания, то точка х т наз. Модой, если Распределения с одной, двумя или большим числом М. Наз. Соответственно унимодальными (или одновер шинным и), бимодальными и мультимодальными. Наиболе..

Мода

Тип собств. Электромагн. Колебаний, возбуждаемых в резонаторе или распространяющихся в волноводе и др. Направляющих системах. М. Характеризуется частотой колебаний и конфигурацией электрич. И магн. Полей. Понятие М. Применяется и к колебаниям др. Природы (напр., упругим). ..

Мода

МОДА, в статистической выборке - значение ПЕРЕМЕННОЙ, встречающееся чаще всего. Например, в исследовании по потреблению пива выборку из 100 человек спросили, сколько бутылок пива они выпивают в неделю. Результаты были следующими (с количеством людей в скобках). 0 бутылок (1). 10 бутылок (14). 12 бутылок (19). 15 бутылок (29). 20 бутылок (18). 25 бутылок (18). 30 бутылок (7). Итак, мода равняется 15. В случае существования двух видов мод такое распределение называется бимодальным.. ..

Мода

- мера, способ, правило - непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешней формы бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле. Смена форм и образцов одежды. В широком смысле. Непрочная, быстропроходящая популярность.. ..

Мода

МОДА (лат. Modus - мера, правило, образ) - обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей. Кант определял М. Как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение увлечение каким-либо явлением, М. Известна еще с древности. М. В современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение М. Не должно ограничиваться ее сведен..

Мо-цзы

– см. Мо Ди.. ..

Мобильность Социальная

См. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ..

Модальная Логика

..

Модальность

(от лат. Modus - мера, способ) - оценка связи, устанавливаемой в высказывании, данная с той или иной т.зр. Модальная оценка выражается с помощью модальных понятий. "необходимо", "возможно", "случайно", "доказуемо", "опровержимо", "обязательно", "разрешено", "хорошо" и т.п.О предмете S можно просто сказать, что он имеет свойство Р. Но можно, помимо того, уточнить, является ли связь S и Р необходимой или же она случайна, доказано ли, что S есть Р, или это только предполагается, хорошо ли, что S ес..

Мода

(франц. Mode от лат. Modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - быстрое широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов быта или в какой-л. Др. Сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода характеризует поверхностные и непродолжительные изменения внешних форм предметов быта и художественных произведений. Существенной чертой моды является ее частая сменяемость. В моде проявляется постоянное стремление человека к обновлению, и..

Дополнительный поиск Мода Мода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мода" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа