Мосс (Мauss) Марсель

77

(1872-1950) - фр. Социолог и социальный антрополог. Заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), проф. Социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском ун-те. М. Был племянником, учеником и сотрудником Э. Дюркгейма, активным приверженцем дюркгеймовской социологической школы. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора жур. "L'Annee sociologique" (1925-1927). В политическом плане М. Был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, М. Тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека.

Он подчеркивал важность исследования "целостного человека" в единстве его социальных, психических и биологических свойств. В отличие от Дюркгейма, М. Не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись гл. Обр. На структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа М., ставшая классической, - "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925). В ней он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по М., формально добровольны, реально обязательны. Давать, брать и возвращать дар - это обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции.

В этом произведении М. Выдвинул идею "целостных социальных фактов". Ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религиозные и т.д. Большое научное значение имели и др. Исследования М., в частности "О некоторых первобытных формах классификации" (1903, в соавт. С Дюркгеймом), "Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах" (1906, при участии А. Беша), "Об одной категории человеческого духа. Понятие личности, понятие "Я" (1938) и др. В области общей социологической теории идеи М., особенно идея "целостных социальных фактов", оказали определенное воздействие на труды Г.Д.

Гуревича и К. Леви-Строса. Работы М. И его преподавательская деятельность повлияли на развитие различных отраслей социального знания, в частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.Общества. Обмен. Личность // Труды по социальной антропологии. М., 1996. Социологическая оценка большевизма // Новое и старое в теоретической социологии. М., 1999. Кн. 1. Manuel d'ethnographie. Paris, 1947. Sociologie et anthropologie. Paris, 1950. Deuvres. Paris, 1968-1969. Vol. 1-3..

Значения в других словарях
Морфология

(от греч. Morphe форма и logos – учение) – учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных. Но, по сути дела, это понятие применялось в нем. Философии уже со времен средневековья. После Гёте им стали обозначать также духовные и культурные образования (см. Структура). Так, Шпенглер назвал свои исследования по ..

Московичи (Мoscovici) Серж

(р. 1925) - французский психолог и социолог, один из авторов теории социальных представлений. Профессор высшей школы социальных наук, директор Центра социально-технологических исследований (Париж). Основные работы. "Очерк о природе человеческой истории" (1968). "Век толп. Исторический трактат по психологии масс" (1981). "Технология изобретения богов" (1988). "От коллективных представлений к социальным представлениям" (1989) и др. В отличие от коллективных представлений в концепции Дюркгейма, обл..

Мотив

(лат. Movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека. М. Может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психолог..

Мотивация

Активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов. Отдельные мотивы формируются вследствие опредмечивания потребностей в ходе поисковой активности и превращения их объекта в мотив. Основные характеристики М. - интенсивность и устойчивость. Изучение мотивационной сферы личности должно включаться в конте..

Дополнительный поиск Мосс (Мauss) Марсель Мосс (Мauss) Марсель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мосс (Мauss) Марсель" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мосс (Мauss) Марсель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа