Ностальгия, Ностальгическое

119

(греч. Nostos - возвращение и algos - боль) - универсалия культуры, отражающая острое переживание прошлого в качестве утраты. Связана с психологическими особенностями эмоционального восприятия человеком временных параметров своего бытия и, в первую очередь, с его интенцией утвердиться во времени, проявляющейся как жажда счастья. Свойственная для европейской культуры позитивная эмоциональная окрашенность восприятия времени артикулируется применительно к настоящему как счастье, к будущему - как надежда, и к прошлому - как Н. И если для рефлексивно фиксированной в сознании аксиологической шкалы ценностным максимумом выступает именно счастье как таковое, то в реальной культурно-психологической динамике акцентированными оказываются как раз надежда и Н.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что поскольку счастье как состояние может быть описано в терминах экстатического переживания, предполагающего своего рода растворенность в процессе, постольку ему отнюдь не свойственна установка на параллельный рефлексивный анализ, - счастливый не мудрствует (у Р. Бернса. "И невдомек ему, что счастье - тут. // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале"). Кроме того, как известно, длительность перцептуаль-ного времени непосредственно зависит от его событийной наполненности, и чем более интенсивна последняя, тем более скоротечным оно воспринимается в момент переживания и тем более длительным кажется в ретро-оценке.

Это означает, что кульминационная реализация счастья во временном отношении точечно воспринимается субъектом как мгновение (те самые пресловутые счастливые, которые "часов не наблюдают"), в то время как в воспоминании счастливый отрезок, напротив, субъективно растянут (ср. "И дольше века длится день" у Арc. Тарковского). Более того, психологами установлено, что свыше 80% воспоминаний окрашено у человека в розовый цвет, и даже то, что в свое время не переживалось в качестве счастья, в ретроспективе подвергается переоценке и осмысливается в качестве ценности. - В сумерки вылетает не только сова Минервы, но и аполлоновский лебедь, птица гармонии, облетая свои владения, подернутые флером воспоминаний, смягчающим острые углы и акварельно-размыто обрисовывающим силуэт пережитого счастья.

Past perfect - это время, в котором человек всегда может указать на безоблачное счастье. Вот оно, было. (В качестве концептуализации этого вектора сознания выступают ранние теории "золотого века", неизменно отнесенного в прошлое.) В этом смысле Н. - это всегда Н. По прошлому, фантомная боль временного существования. Н. Как тоска по родине - в случае, если эта родина утрачена. Ты ушел (пространственно уехал, оставил) или она оставила, ушла в прошлое ("Привыкай, привыкай. Мы теперь - эмигранты, // Ни на миг не покинув родную страну...") у И. Димарина). Н. По юности - если эта юность уже позади (пронзительное восприятие любимой в юности музыки, сакральное отношение к "песням нашей молодости", выбор для своих детей книг, читанных в детстве, - все это, в сущности, позиция бабушки в "Белых ночах" Достоевского.

"Севильский цирюльник". Да это тот самый "Цирюльник", которого в старину давали. Да как же, как не знать. Я сама в старину на домашнем театре Розину играла. Да, пожалуй, поедем. Отчего же не поехать?!"). Н. По ушедшей любви, дружбе, по "прежним временам" - в конечном итоге, по любому plus quam perfekt. Строго говоря, именно неучет этой особенности человеческого сознания и является мефистофелевой ошибкой. Сколько было бы уловлено душ, если бы вместо предполагающего рефлексию "Остановись, мгновенье, ты прекрасно" в договор было бы внесено ретроспективно ностальгическое. "Мгновение, вернись!"М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Нормативный

..

Ностальгия

(лат. Nostalgie - тоска по родине, по прошлому) - комплекс устойчивых долговременных негативных психических переживаний экзистенциального характера, могущий носить различную содержательную нагрузку, а также быть сопряженным с предельно разнородными ассоциациями. Традиционно Н. Сочетается с состоянием одиночества, грусти, ощущением взаимной отчужденности от себя самого, с одной стороны, и своего социального окружения вкупе со средой обитания, с другой стороны. Формирование Н. Как осознаваемого пс..

Нострадамус (Nostradamus), Мишель Нотрдам (Мichel de Notredame)

(род. 1503, Сен-Реми, Прованс – ум. 17 июля 1566, Салона, близ Марселя) – франц. Врач и астролог, лейб-медик Карла IX. Знаменит своими «Центуриями» предвидением того, что должно случиться в будущих столетиях начиная с 16 в., когда Нострадамус жил и творил. «Центурии» в дошедшем до нас виде состоят из двух написанных прозой посланий (сыну, Цезарю Нострадамусу, и королю Франции Генриху II) и примерно из девятисот семидесяти катренов. Книга представляет собой описание воображаемого путешествия ав• ..

Ноткер Немецкий (Notker der Deutsche)

Тевтоникус, по прозвищу Большегубый (род. Ок. 950 – ум. 1022) – глава местной монастырской школы в Галле. Первым из нем. Философов начал писать на древневерхненем. Языке. Он перевел некоторые философские соч. Аристотеля, в свое время переведенные на лат. Язык Боэцием. Ноткер Немецкий переводил и самого Боэция, и Мартиануса Капеллу (с лат. На древневерхненем.). На древневерхненем. Языке (с приложением переводов соч. Лат. Авторов) были написаны также и его собственные философские размышления, возн..

Дополнительный поиск Ностальгия, Ностальгическое Ностальгия, Ностальгическое

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ностальгия, Ностальгическое" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ностальгия, Ностальгическое, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 27 символа