Ориген (Оrigenus)
(ок. 185 - 253 или 254) - христианский теолог, философ и ученый, представитель ранней патристики. Изучал антич. Философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. Церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.Перечень соч. О. Включал около 2000 "книг" (в антич. Смысле слова). В работе по критике текста Библии О. Выступил как наследник александрийской филологической традиции и одновременно как основатель библейской филологии.
Философия О. - стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О. Вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трех смыслах Библии - "телесном" (буквальном), "душевном" (моральном) и "духовном" (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира Богом О. Толковал как вечно длящийся акт. Прежде этого мира и после него были и будут др. Миры. Эсхатологический оптимизм О. Отразился в учении о т.н. Апокатастасисе, т.е. О неизбежности полного "спасения", просветления и соединения с Богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О. Об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4-6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у О., напр., впервые встречается термин "богочеловек").
В эпоху расцвета патристики приверженцами О. Были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. Теологи резко осуждали О. За "еретические" мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов антич. Философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). В 543 О. Был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I. Однако влияние его идей испытали многие мыслители Средневековья.В рус. Пер. Творения Оригена. Казань, 1899. Против Цельса. Казань, 1912. Ч. I. Болотов В. Учение Оригена о святой Троице. СПб., 1879. История философии. М., 1940. Т. 1. Volker W. Das Vollkommenheitsideal des Origenes. Tubingen, 1931. Danielou J. Origene. Paris, 1948..
Дополнительный поиск Ориген (Оrigenus)
На нашем сайте Вы найдете значение "Ориген (Оrigenus)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ориген (Оrigenus), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 17 символа