Отнесение К Ценностям
Программа радикальной перестройки социальных и гуманитарных наук (наук о культуре), призванная исключить из этих наук явные оценки и в максимальной степени заместить понимание как подведение под ценность каузальным пониманием. Само понятие "О. К ц." было введено Г. Риккертом, считавшим его ключевым в процессе формирования понятий и суждений в индивидуализирующих науках о культуре. "Если мы понимаем какой-нибудь объект индивидуализирующим способом, то особенность его должна быть связана каким- нибудь образом с ценностями, которые ни с каким другим объектом не могут находиться в такой же связи".В дальнейшем М. Вебер (и др.) попытался разработать целостную программу исключения прямых оценочных утверждений из наук о культуре и, прежде всего, из истории и социологии.
Центральным в этой программе было понятие О. К ц., предполагавшее. Учет перспектив развития исследуемых социальных явлений (их "шансов" в будущем) и введение на этой основе кажущихся чисто описательными идеальных типов. Вынесение всех оценок за пределы теоретической системы. Возможно более полное исключение из такой системы понимания как подведения под общую оценку путем замещения его операцией каузального понимания. Невозможно раз и навсегда исключить ценности (а значит, и оценки) из атмосферы, в которой развиваются науки о культуре, ибо "человеческое поведение" становится "действием" лишь в том случае и постольку, "поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл".
Не входя прямо в ткань социальной или гуманитарной теории, ценности должны составлять тот контекст, в котором она существует, быть общими координатами теоретизирования, но не его составной частью. О. К ц. Как вынесение ценностей за скобки теории не является оценкой, поскольку оно представляет собой лишь общее освещение той сцены, на которой разворачивается теоретическая деятельность. "Отнесение той или иной группы исследуемых явлений к определенным общечеловеческим ценностям, актуализируемым в данную эпоху и выражающим ее преобладающий интерес, - это, по Веберу, "чисто логический метод", который вовсе не открывает двери в эмпирическое исследование "практическим оценкам" (Ю.Н. Давыдов). Поскольку понятия теории несут на себе отблеск ценностей, в контексте которых она существует, эти понятия являются только способами идеальной типизации, некоторыми образами-схемами, позволяющими наиболее удобным способом упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями.
Таково, напр., понятие "капитализм" у К. Маркса и В. Зомбарта. В свете ценностей, принимавшихся Марксом, капитализм есть клонящийся к гибели общественный строй, непосредственно предшествующий коммунизму. Согласно Зомбарту, руководствовавшемуся совсем иными жизненными впечатлениями и ценностями, не заявляя, впрочем, о них явно, капитализм представляет собой достаточно совершенный, установившийся на неограниченно долгое время строй.Проблема О. К ц. Вызвала и продолжает вызывать большие споры. В 1960-е гг. В дискуссиях по поводу "логики социальных наук" активно участвовали социолог Т. Парсонс, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.Концепция О. К ц. Являлась первой серьезной попыткой разрешить основную методологическую проблему, связанную с социальными и гуманитарными науками, - дилемму объективности и субъективности.
Человеческая деятельность невозможна без оценок (и их частного случая - норм). Науки, изучающие человека и общество, имеют своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности (указание лучшего из возможных способов действия), и потому формулируют неявные или даже явные оценки. С др. Стороны, оценка всегда субъективна, она выражает какие-то индивидуальные или групповые предпочтения. По поводу одних и тех же социальных перспектив (напр., будущего капитализма) могут высказываться самые разные оценочные суждения.Концепция О. К ц. Не отличалась ясностью и не решила вопрос о месте ценностей в социальном и гуманитарном познании. Но она впервые прямо поставила данный вопрос и наметила один из возможных путей его решения (см.
Описательно-оценочные высказывания).Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980. Ч. 1-2. Ивин А.A. Ценности в научном познании // Логика научного познания. М., 1987. Вебер М. Избр. Произв. М., 1990. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998..
Дополнительный поиск Отнесение К Ценностям
На нашем сайте Вы найдете значение "Отнесение К Ценностям" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Отнесение К Ценностям, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 21 символа