Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)
(ок. 1095-1160) - средневековый философ и теолог. Род. В Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время П.Л. Преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.Широкую известность П.Л. Получил благодаря своей "Книге сентенций" - систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначалу это сочинение вызвало неоднозначную реакцию в церковных кругах, впоследствии оно стало основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских ун-тах вплоть до 15 в., а кое-где и позднее.Будучи в первую очередь теологом, П.Л.
Стремился не столько к филос. Осмыслению христианского учения, сколько к тому, чтобы примирить подчас несогласующиеся мнения церковных авторитетов и интегрировать их в единую непротиворечивую систему, пригодную для образовательных нужд. Отсюда и компилятивный характер его "Сентенций". В книге собраны мнения многих признанных Учителей Церкви (преимущественно Августина) и некоторых позднейших авторов, которые составляют бoльшую часть главного сочинения П.Л. С др. Стороны, "Книгу сентенций" нельзя назвать образчиком дурного эклектизма, поскольку произведение отличают непротиворечивость и логическая строгость изложения, а отсутствие оригинальности компенсируется прекрасным знанием и глубоким пониманием материала.Любое исследование Священного Писания, по мнению П.Л., подразделяется на учение о вещах и учение о знаках.
При этом знаки также являются вещами, но не всякая вещь является знаком. Собственно знаками П.Л. Именует церковные таинства, как символы благодати, а вещами - все остальное. Вещи, в духе Августина, П.Л. Классифицирует следующим образом. 1) объекты наслаждения (Бог). 3) объекты пользования (мир). 3) вещи, наслаждающиеся и пользующиеся (человек). На основании этого "Сентенции" разделяются на четыре основные части. Первая посвящена Богу, вторая - творению, третья - воплощению Иисуса Христа, четвертая - таинствам.Представления П.Л. О природе Бога целиком вписываются в общую зап. Христианскую традицию, восходящую к Августину. Бог - единственно подлинное бытие, он вечен, неизменен, абсолютно прост. При этом Он един в трех лицах, благ и наделен волей, сообразно которой и творит мир из ничего.
Существование Бога может быть доказано средствами разума. П.Л. Приводит четыре способа (пути) такого доказательства, которые, однако, имеют общий характер восхождения от творения к Творцу. От изменяющегося к неизменному, от тела к уму и к Творцу тел и умов и т.д.Несмотря на теологический характер "Книги сентенций", многие проблемы, затронутые П.Л., стали в связи с распространением его книги как учебника предметом широкого обсуждения и исследования, в т.ч. Филос. Отсюда то значительное влияние, которое сочинение П.Л. Оказало на философов и теологов позднего Средневековья. В числе комментаторов "Сентенций" были Бонавентура, Дунс Скот, У. Оккам и др.Наиболее полное собр. Соч. Петра Ломбардского напечатано в Патрологии Миня.
Patrologiae cursus completus. Series Latina. Paris. Vol. 191-192..
Дополнительный поиск Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)
На нашем сайте Вы найдете значение "Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петр Ломбардский (Рetrus Lombardus), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 35 символа