Платон (niato)

86

(427-347 до н.э.) - др.-греч. Мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом - родоначальник европейской философии, глава филос. Школы Академия.Биографические данные. П. - представитель аристократического семейства, принимавшего активное участие в политической жизни Афин. Получил традиционное для аристократического юноши воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет знакомится с Сократом, начинает регулярно посещать его беседы и отказывается от реальной политической карьеры (хотя как философ всю жизнь занимался проблемами гос-ва и законодательства). Его нрав отличался крайней застенчивостью и замкнутостью. После смерти Сократа (399) П. Уезжает в Мегары.

Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Юж. Италию и Сицилию (Сиракузы), где знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности П. И его образа мыслей, предопределило впоследствии еще две поездки П. В Сицилию (в 367- 366 и в 361), что представляло собой своеобразный эрзац политической деятельности, но приносило самые настоящие опасности, заботы и огорчения. Возможно (хотя и менее вероятно), П. Побывал и в Кирене (Сев. Африка), где жил геометр Феодор.Школа П. Согласно ряду свидетельств, П. По возвращении из Сицилии (387) основал свою филос. Школу в Академии. Вероятнее всего, "школа П." как автономная институция со своим распорядком жизни и занятий формировалась постепенно, о чем свидетельствуют и сочинения П.

По принятому обычаю школа П. Также стала именоваться Академией. Это была частная институция, созданная по инициативе П. И поддержанная его учениками и последователями. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, Ксенократ, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский. В 366 в Академии появляется Аристотель и остается там вплоть до смерти П.Очерк литературной деятельности П. П. Начинает писать в том жанре прозаических сочинений, который к нач. 390-х гг. Был наиболее развит и распространен, - в жанре судебной речи. "Апология Сократа" - первый законченный и дошедший до нас текст П., который был опубликован около 392. "Апология" отличается несомненным литературным совершенством, и в ней сформулированы основные установки П.

(о чем ниже). Около 386 написана речь "Менексена" в жанре политической речи (надгробная речь, похвала афинянам, павшим за отечество). Затем (во втор. Пол. 380-х гг.) П. Пишет эпидиктические (показательные) речи. Три речи "Федра" на парадоксальную тему (похвала невлюбленному поклоннику и божественному безумию), шесть энкомиев (похвальных речей) Эроту и энкомий Сократу, вошедшие в "Пир".Из этих речей написанная первой "Апология" намечает ту проблематику, которая становится центральным предметом размышлений П. Несовместимость индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Здесь же в "Апологии" П. Обнаруживает свою пифагорейскую ориентацию, делая Сократа прямым инструментом божественной воли и излагая его устами учение о бессмертии души.Свои размышления о гос-ве П.

В неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского гос-ва (фр. 571-710). Именно ради развития проблемы справедливости П. Обращается к жанру диалога, который уже разрабатывался сократиками, но еще не имел устоявшихся форм. Его зачаточная форма, возможно, отражена в "Апологии" (20а2 - 20сЗ), где Сократ воспроизводит свой разговор с Каллием. О том, что форма диалога установилась у П. Не сразу, свидетельствует "Горгий", ранний вариант которого создается после первой сицилийской поездки. Только постепенное оформление школы П. Во втор. Пол. 380-х гг. Позволило найти ту литературную форму, которая на последующие двадцать лет оказалась продуктивной.Чтобы задать для школы стилистический ориентир, П.

Начинает писать диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывались место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. В диалогах, пересказанных самим Сократом, специальное внимание уделяется состоянию благородного юноши, с которым Сократ беседует. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и разработку реальности ушедшего 5 в. Первый такой диалог, продолживший разработку темы справедливости и гос-ва, - "Протагор". Здесь тема политики существенно объединена с темой воспитания (в соответствии с общесофистической постановкой вопроса).После этого П. Пишет рамку для "Менексена", вводит в общий ход беседы уже созданные речи "Федра" и "Пир", наряду с завершением "Пира" пишет "Федона", начинает работу над "Государством" как над пересказанным диалогом, создает "Евтидема", "Хармида" и "Ликсида".

Все эти диалоги (включая начало "Государства") рассчитаны на широкий круг слушателей (каковой и описан, напр., в "Евтидеме" и "Хармиде").Однако параллельно с этим (начиная примерно с "Федона") в кружке П. Получает все более самостоятельное значение детальное обсуждение отдельных тем, имеющее интерес и значение преимущественно для членов кружка (в "Федоне" - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (подчеркнувший значение математики для школы П.) и "Кратил" (с его учением о природе имени и о роли диалектики в правильном установлении имен), а "Теэтет" свидетельствует о том, что форма пересказанного диалога уже потеряла свое значение в качестве стилистического регулятива (воспроизводя беседу Сократа и Теэтета, Евклид оговаривает прямую драматическую форму диалога без разъяснений "а я сказал", "а он заметил").

Техника ведения беседы приобрела самостоятельное значение.Об этом свидетельствует и разработка новой проблематики, проявившейся в тех же диалогах. Природа знания (концепция знания-припоминания в "Федоне" и "Меноне", проблема природной правильности имени в "Кратиле", обсуждение тезиса Протагора "человек есть мера всех вещей" в "Кратиле" и "Теэтете").Между второй и третьей сицилийскими поездками П. Завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид", в котором подчеркивает приоритетную роль критерия и инструментов познания. Обсуждение этой проблемы вызвано появлением в Академии юного Аристотеля, который, продолжая писать и диалоги, вводит в школу П. Новые жанры, позволяющие специально и систематически разрабатывать отдельные проблемы и дисциплины, а также регламентировать разные стороны школьной жизни (правила постановки вопросов, технику ведения рассуждений и диспутов, категориальный аппарат и инструментарий философии).После третьей сицилийской поездки П.

Задумывает монументальные трилогии, но только отчасти осуществляет свои замыслы. Из трилогии "Тимей", "Критий", "Гермократ" второй диалог не завершен, последний - вообще не написан. Из трилогии "Софист", "Политик", "Философ" написаны только первые два диалога. Сократ перестает быть ведущим участником беседы ("Тимей" представляет собой монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде), а в "Законах" Сократа вообще нет. На диалогах этого периода сказываются новые требования к методической оснащенности философии, выдвигаемые в Академии Аристотелем. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб", где под именами Филеба и Протарха П. Вывел Евдокса и Аристотеля.

Гибелью Диона (в 354) вызвано написание VII Письма - первой в европейской литературной традиции автобиографии. Параллельно неведомые нам ученики Академии пишут "Гиппий Больший", "Гиппархий", "Сизифий", "Миносий", "Демодокий" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости".Основные проблемы платоновской философии. П. Поддержал основные тенденции предшествующей философии, возникшей в школе Пифагора, принципиально осознавшей свою предметную область в школе Парменида, получившей развитие в школах софистов, Сократа и сократиков. От пифагорейцев П. Унаследовал противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и осознание необходимости должным образом воспитать философа и сформировать образ его жизни, поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитания и образа жизни" ("Федон" 107d).

От Парменида - противопоставление подлинного бытия-ума сфере становления и связанного с ним мнения. От софистов и Сократа - необходимость "воспитывать людей" путем изучения определенного набора дисциплин, обеспечивающих переход от мира становления к миру подлинного бытия, а также особое внимание к происхождению гос-ва и права.Исходное пифагорейское понимание философии как "любви к божественной мудрости" П. Трансформировал в образе Сократа, подвергающего испытанию человеческую мудрость по предписанию божества в Дельфах и на основании указаний божественного голоса. Сократ в этом отношении оказался таким же воплощением философии, как демон Эрот, олицетворяющий вечное стремление находящейся здесь души к миру подлинного бытия и знания ("Пир").Учение о душе и гос-ве.

Сама человеческая душа сравнивается П. С колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начала в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. П. Разрабатывает учение о самодвижной душе и насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ. Мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных ("Федр" 248 b-е).Структура души может быть более строго описана на основании анализа трех ее начал. Вожделения, пыла и рассудительности, которым соответствуют добродетели. Здравомыслие, мужество и мудрость.

Справедливость согласует их и в отдельной человеческой душе, и в гос-ве, которое устроено аналогичным образом. Ради удовлетворения разнообразного рода людских потребностей в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всеми мудрые правители-философы ("Государство"). Поэтому душа и гос-во равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса. Его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое и благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, каковое есть благо каждого отдельного существа, гос-ва и мира в целом (там же, 504е-5 Не) и позволяющее им справляться с искусством законодателя и судьи.

В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в "Горгии"), вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).В зависимости от того, какие начала в нем доминируют, гос-во может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Образцом всякого гос-ва служит жизнь прежних поколений при Кроносе, когда родом людей управляло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать ("Политик" 271с-272с). Но живущему "в царстве Зевса" П. Приходится в "Законах", во-первых, рассмотреть исторически существовавшие типы государственного устройства (Спарты, Крита, Илиона, дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики - 1625с- 628а, III 682а-70Id) и, во-вторых, продумать чрезвычайно подробное законодательство, которое хотя и опирается на основные принципы мысленно выстроенного П.

Идеального гос-ва - добродетель и справедливость, однако вносит в прежний мысленный проект существенные коррективы.Три основные начала души рассматриваются теперь П. Как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели (I 644d-645с. VII 803с- 804b). П. Значительно подробнее регламентирует воспитание начиная с младенческого возраста, но диалектика, венчавшая иерархию наук в "Государстве", исчезает (VII 788а-820е). Наконец, П. Подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой душе и постулирует существование злой души для мира в целом (X 896с-897а). Результатом этого оказывается в тонкостях продуманная система наказаний и полное отрицание индивидуальной инициативы, не санкционированной законом.Иерархия бытия.

Основная идея Парменида, противопоставившего мир истинного бытия и становления, нашла у П. Разработку в виде ряда иерархических структур. В "Пире" рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и которому причастны все прочие виды прекрасного (210а-211с). В "Федоне" (108с-111с) здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец). В "Государстве" (50ба- 517с) бытие, ум, образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В "Тимее" благой демиург, тождественный сфере ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.

Здесь же идет речь о материи, которая понимается как необходимое связующее звено между миром вечного ума-образца и подчиненного законам необходимости мира времени и становления.П. Ясно показывает, что зло возникает в тварной природе и тогда уже становится самостоятельной силой. Поразительна четкость, с какой он фиксирует этапы своих размышлений. Бог был благ и потому создал мир ("Тимей"). Когда сотворенный мир остается сам по себе, он проявляет самовольное бесчинство ("Политик"). Но это не значит, что Бог перестает опекать мир. Просто в мире, как и в человеке, нужно говорить скорее о двух душах. Доброй и злой ("Законы").Критерий и метод познания. Догматическое изложение всех этих вопросов не удовлетворяет школу П., и в ходе академических дискуссий возникает потребность установить онтологический и гносеологический статус тех вечных образцов, к которым относится и идея красоты, и превосходящая ее идея блага, а также идеи- образцы для всего чувственного мира.

В связи с этим уже в "Теэтете" П., анализируя мир мнения и погруженность человека в стихию ощущений, когда каждый оказывается мерой всех вещей, их существования и несуществования, говорит о некоем странном существовании небытия, или становлении бытия, благодаря которому наряду с неправильными мнениями возможны и правильные.Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в этом мире объективных чувственных данностей, П. Задолго до И. Канта формулирует так. "...не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет" ("Теэтет" 186d). Ни ощущения, ни правильные мнения, т.е. Представления, возникающие в нас благодаря восприятию чувственной или мысленной данности, ни объяснения в связи с правильными мнениями не дают нам еще знания как такового, хотя они и необходимы для подступа к нему.

Над ними стоит в процессе познания рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют инструменты познания. Имя, словесное определение, мысленный образ вещи, т.е. Возникающее в нас представление о ней, или ее идея, независимое от нас бытие которой от века мы предполагаем. Пользуясь ими и составляя суждения, душа сама с собой ведет разговор об этом и стремится подойти к подлинному бытию. Но когда проблема критерия и метода достижения знания выходит на первый план, тогда оказывается, что общих прекрасных рассуждений о диалектике, подводящей нас к подлинному бытию, недостаточно.Из "Кратила" мы узнаем, что диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы (390с).

В "Государстве" П. Говорит о том, что "диалектика подобно венцу находится над всеми знаниями" (534е). Что "диалектиком называется тот, кто постигает понятие каждой сущности" (534b). Но о "диалектическом методе" (533с) мы узнаем только, что он, освобождаясь от предположений, подходит к самому исходному принципу каждой вещи, высвобождает нашу душу, как бы зародившуюся в некоей варварской грязи, и влечет ее ввысь. Но как он это делает, в чем, собственно, состоит этот метод и как мы постигаем сущность каждой вещи, мы ниоткуда не узнаем.Не лучше обстоит дело и с идеями. До "Парменида" П. Ни разу не говорит об идеях систематически, а в "Пармениде" он вынужден приступить к обсуждению проблем, возникших в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их гносеологической функции.

Но, во-первых, неясно, у каких здешних вещей- подобий есть идеи-образцы, у каких нет. Напр., мы можем говорить об идее подобия и неподобия. Но предположить для сора или грязи "существование какой-то идеи было бы слишком странно" ("Парменид" 130c-d). Проблема существования идей вызывает множество и др. Трудностей. Вещи не могут приобщиться к идее в целом, потому что они раздробят ее. Не могут приобщиться и к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Если мы принимаем, что общим между великими предметами будет некая идея великости, то сами великие вещи и идея великости должны иметь в качестве общего между ними еще некое великое, и мы т.о. Будем вынуждены бесконечно умножать число промежуточных сущностей.

Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Напр., нечто малое больше своей части, и то, к чему добавляется малая часть малого, становится больше, а не меньше прежнего.Вызывает затруднение и само понимание идеи как образца. Вещи не могут уподобиться ей в главном, т.е. В том, что она - идея. Идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам. Точно так же и вещь в качестве вещи будет подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому, обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.Рассматривая все эти вопросы в "Пармениде", П. Говорит о необходимости сохранить идеи для рассуждения, а диалектику - как основной метод упражнения в философии.

Но отсутствие у него строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии, и им самим. С появлением Аристотеля критика идей принимает сокрушительный характер, а после сведения им диалектики только к области вероятностных рассуждений П. В "Законах" изымает ее из образовательной программы и начинает искать верифицируемый метод филос. Исследования.Но П. Плохо даются онтологически ненаполненные конструкции. В "Софисте" и "Политике" он разрабатывает метод диерезы. Разделения рода до неделимых далее видов, в основе которого лежит не технический прием, а пристальное вглядывание в сущность вещи, при котором, по замечанию Аристотеля (I Анал. 1, 31), то, что должно быть показано, постулируется, и которое есть как бы бессильный силлогизм.

В "Филебе" П. Предлагает глубокомысленный метод смешения, при котором все, допускающее "больше" или "меньше", рассматривается в своих проявлениях как то или иное сочетание беспредельного и предела. Но он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим эти методы сокрушительной критике, специально рассмотревшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитику, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной практики Академии при жизни ее первого схоларха.П. Четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта. Идеального государственного устройства и законодательства, которому "вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления" ("Законы" 745е).

Он подвел итог опыту предшествующей философии и заново создал ее как узнаваемый феномен европейской культуры. Параллельно с этим он создал филос. Школу и противопоставил ее софистическим и риторическим школам. Школа П. Единственная просуществовала до конца античности (закрыта эдиктом Юстиниана в 529), затем платоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 в. В Каррах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым платонизм вместил и сохранил все реальные достижения антич. Философии не только для зап. Средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции, и тем самым обеспечил сущностное единство не только антич. Но и всей европейской мысли.Лучший греческий текст в серии Collection Bude (Les Belles Lettres.

Paris, 1921). Издание воспроизведено в Оксфордской университетской серии (ed. I. Burnet. Т. 1-5. 1956-1962). См. Также в серии Loeb Classical Library. Vol. 1 - 12, Cambridge (Mass.), 1921 - 1966. Рус. Пер. В серии "Философское наследие" (Сочинения под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М., Мысль. 1968-1972. Т. 1-3. Диалоги / Под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986 - есть переиздания).Ю.А. Шичалин.

Значения в других словарях
Пихлер (Рichler) Ханс

(род. 26 февр. 1882, Лейпциг – ум. 10 нояб. 1958, Грейфсвальд) – нем. Философ. Профессор в Грейфсвальде (с 1921). Разрабатывал проблемы современной онтологии, а также философию Вольфа и Лейбница. В области логики исследовал вопросы нелогического содержания, занимался поисками конструктивных законов формирования духа. Осн. Произв. «Ьber die Arten des Seins», 1906. «Ьber Chr. Wolffs Ontologie», 1910. «Leibniz», 1919. «Logik der Gemeinschaft», 1924. «Logik der Seele», 1928. «Persцnlichkeit, Glьck, ..

Планк (Рlanck) Макс

(род. 23 апр. 1858, Киль – ум. 5 окт. 1947, Гёттинген) нем. Физик. Профессор в Берлине (1892 – 1923), президент Общества имени императора Вильгельма. В 1900 создал квантовую теорию. Позднее обратился к натурфилософским проблемам, в центре которых стоит понятие физической картины мира. Разрешение этих проблем должно было послужить подтверждению понятий физической причинности и физического закона. Наиболее важные философские произв. «Wege zum physikalischen Erkenntnis. (Reden und Aufsдtze)», 1933...

Платон (Рlato)

(428/427-348/347 до н.э.) -древнегреческий философ, классик философской традиции. Мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Осн. Соч. Текст речи "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Наследие П. Классифицируется на работы. А) - раннего периода, (90-е 4 в. До н.э.), в рамках которого форми..

Платон (Рlaton)

(428/427—348/347 до н.э.) — древнегреческий философ, классик философской традиции. Мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят мно- гие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Основные сочинения. Текст речи "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Наследие П. Классифицируется на работы. А) — раннего периода (90-е 4 в. До н.э.), в рамках ко..

Дополнительный поиск Платон (niato) Платон (niato)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Платон (niato)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Платон (niato), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа