Прекрасное

186

Эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. Осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. Рода ценностями - утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро).Синкретическое сознание, свойственное антич. Культуре, снимало вопрос о собственно эстетической самоценности П. Последнее приобретало смысл в связи с удовлетворением множества иных важных потребностей. Характеризуя эстетически совершенное, античность приобрела собственную категорию "калокагатия", что означало единство П. И нравственно-доброго. Эстетически-П. Понималось одновременно как этическое в своей основе, а также как средоточие всех иных совершенных качеств, включая истинное, справедливое и т.д.

П. Как объективное свойство, заданное самой природой, и П. Как субъективное чувство удовольствия сосуществовали и мыслились нераздельно.Вплоть до сер. 19 в. Понятия П. И художественного, красоты и искусства отождествлялись. Острые споры велись относительно источника возникновения П., его онтологического статуса. С одной стороны, П. Наделялось свойствами реально существующего ("П. Рассеяно в природе"), с др. - виделось достоянием творческой личности ("художник сам владеет формой П."). В природе прекрасных явлений и произведений обнаруживались как объективные, так и субъективные стороны. Аристотель, напр., склонялся к мысли, что художественное - это осуществленное эстетическое. Художник собирает, группирует, шлифует явления окружающего мира, благодаря чему и добивается особой выразительности произведения искусства.

Поразительно восприятие в антич. Культуре произведений Гомера. По общему мнению, у него нет не П. Вещей. Однако очевидно, что художественное совершенство творений Гомера определяется отнюдь не каким-то специальным ("П.") содержанием. Уже антич. Эстетическая мысль развивала идею о том, что художественно-П. Может стать любое содержание, предметом искусства способно выступать бесконечное разнообразие реальных явлений. Фактически, когда эстетическая теория пришла к такому заключению, она подняла проблему, остро обсуждаемую и по сей день, - проблему "искусство и зло". В какой мере негативный жизненный материал может служить основой для создания совершенных, прекрасных произведений искусства. Самым общим ответом, варьировавшимся начиная с античности, было.

Уникальные особенности художественной формы в состоянии преодолевать негативное жизненное содержание.Среди категорий эстетики П. Обладает особым универсализмом. Высказывая оценочное суждение, вполне естественно отмечать. "Это - П. Трагедия, а это - посредственная". Понятие П. И сегодня зачастую трактуется как синоним художественности и тем самым оказывается неизмеримо шире всех др. Эстетических категорий. Оно как бы "подчиняет" их себе, приводит к единому знаменателю эстетически совершенного, эстетически значительного. Такого рода наблюдения склоняют многих к мысли, что П. Есть единственная собственно эстетическая категория, а все прочие категории выступают как "категории-гибриды", включающие в себя как эстетическое, так и этическое содержание (категории "благородное", "трагическое", "безобразное"), имеющие как эстетический, так и религиозный смысл (категории "возвышенное", "умиротворяющее", "просветленное").

Исходя из того, что П. Под силу чувственно воплощать невыразимые духовные сущности и одновременно сообщать конкретным образам и явлениям символическую неисчерпаемость, в истории не раз провозглашался лозунг о том, что "красота спасет мир". С одной из первых развернутых теоретических программ преобразования человека через приобщение к П. Выступил Ф. Шиллер. Восприятие П., по его мнению, мобилизует все уровни психики человека, актуализирует весь спектр эмоциональных, логических, интуитивных способностей. Систематические контакты с П. Могут помочь человеку свести к минимуму негативное влияние цивилизации.Г.В.Ф. Гегель размышлял над дилеммой. С одной стороны, искусство, замкнутое в мире эстетического идеала и вымысла, П., но неистинное, с др.

- искусство, вбирающее в себя все стороны противоречивой, недостойной, неизменной действительности, истинное, но далеко не П. Гегель предостерегал от противопоставления этих двух миров, ибо лишь в своей соотнесенности они способны составить художественный портрет конкретной действительности, полнокровный и вместе с тем не теряющий идеала.Возникновение в сер. 19 в. Т.н. Неклассической эстетики способствовало вытеснению категории П. На периферию исследовательского интереса и художественной практики. В теоретических работах О. Бальзака, Г. Флобера, Ф. Ницше, Г. Зиммеля П. Начинает мыслиться не как коренное предназначение искусства, а как одна из его особенностей. Дальнейшее дистанцирование понятий красоты и искусства обнаруживается в 20 в., когда представление о художественности в большей степени начинает сближаться с понятиями "выразительное", "убедительное", "интересное", "занимательное", нежели с понятием П.

(X. Ортега-и-Гасет, Ж. П. Сартр, Х.Г. Гадамер).Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М., 1990. Столович Л.И. Красота. Добро. Истина. М., 1994. Кривиун О.А. Эстетика. М., 1998.О.А. Кривцун.

Значения в других словарях
Прекрасное

категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность П. Отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению. В отличие от утилитарно-полезного, восприятие П. Носит бескорыстный характер. Для древнейшего эстетического сознания П. Мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для Пифагореизма П. Есть гармония, внутренне ..

Прекрасное

ПРЕКРАСНОЕ - центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.. ..

Прекрасное

ПРЕКРАСНОЕ, центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.. ..

Прекрасное

Идеал, красота. ..

Прекрасное

Центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.. ..

Прекрасное

Ср.То, что воплощает красоту, соответствует идеалу красоты.. ..

Предчувствие

Предвидение грядущих событий без имеющихся на то каких-либо оснований. «скрытый смысл того, что еще не наступило» (Кант). Согласно Ф. Г. Якоби, предчувствие дает указания, которыми руководствуется человеческий разум. Истина доступна одному разуму, и там, где нет указаний на истинное, там нет разума. В этом смысле предчувствие равносильно понятию "интуиция", которое играет важную роль в философии жизни.. ..

Презумпция

(от лат. Praesumere предполагать) – предположение, принятое в качестве вероятного.. ..

Прерывистый

(от лаъ mtermittere прерывать) – лишенный непрерывности, появляющийся с перерывами.. ..

Прескрипция

(от лат. Prescribere - предписывать) - предписание, норма, высказывание, обязывающее, разрешающее или запрещающее что-то сделать и не являющееся истинным или ложным. Прескриптивный - предписывающий. Противоположность П. - дескрипция, описание.. ..

Дополнительный поиск Прекрасное Прекрасное

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прекрасное" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прекрасное, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа