Псёвдо-дионйсий Ареопагит
(Dionisios Areopagi-tus, т.е. Член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) - христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П.-Д. А. Написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" - образованного афинянина 1 в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла. Но первое известие о сочинениях П.-Д. А. Связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика П.-Д. А., бытовые реалии, упоминаемые им в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в кон. 19 в. Г. Кохом и Й. Штигльмайром, - все это в совокупности не позволяет датировать "Ареопагитический корпус" ("Corpus Areopagiticum"), как его принято называть в науке, ранее втор.
Пол. 5 в. Некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Ш.И. Нуцубидзе и (независимо от него) Э. Хонигман предложили идентифицировать П.-Д. А. С монофи-ситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (вост. Грузии), епископом Маюмы (близ Газы). Высказывались и др. Гипотезы (авторство Севера Антиохийского, круг Иоанна Скифопольского и т.п.), ни одна из которых, однако, не обрела общего признания. "Корпус" включает 4 трактата ("О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О божественных именах", "Таинственное богословие") и 10 посланий. Развиваемая в них доктрина - высшая точка христианского неоплатонизма. Усвоив и развив неоплатонические представления о безусловной неопределимости и неописуемости Бога (апофатическая теология - тема "Таинственного богословия") и об условной возможности восходить к богопознанию по иерархической лестнице аналогий (катафатическая теология - тема "О божественных именах"), П.-Д.
А. Связал онтологию неоплатонизма (и порожденное этой онтологией учение о символе) с социальной проблематикой. Доктрина о "церковной иерархии" непосредственно подстраивается у П.-Д. А. К доктрине о "небесной иерархии". При этом в отличие от мистического историзма Августина (церковь как "град Божий") образ церкви у П.-Д. А. Как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен. Это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных "таинств" (описываемых как "посвящения", при помощи лексики античных языческих мистерий). К.-л. Драматизм и противоречия полностью отсутствуют.
Символизм в истолковании всего сущего, эстетически переживаемая картина мира как иерархии света оказали всеобъемлющее влияние на всю средневековую эстетику (в т.ч. На теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте - "Рай", и др.).Учение П.-Д. А. Получило официальное признание в византийском православии первоначально благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. Его влияние испытали Иоанн Дамаскин, Григорий Пала-ма и противник Паламы Варлаам Калабрийский, позднее Максим Грек и др. Др.-рус. Мыслители. На Западе "Ареопагитический корпус" стал известен с 9 в. К нему писали комментарии многие мыслители Средних веков и Возрождения, в т.ч. Фома Аквинский и М.
Фичино, сильное влияние его идей испытали Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский. Patrologiae cursus completus. Series I. T. 3. La hierarchie celeste, Paris, 1970. В рус. Пер. - О божественных именах. Буэнос-Айрес, 1957. В кн. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4.2.Скворцов К.И. Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита. Киев, 1871. Нуцубидзе Щ. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942. Он же. Петр Ивер и проблемы ареопагитики. Тбилиси, 1957. Хомигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1955. Данелиа С.И. К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита // Византийский временник. М. Л., 1956. Т. 8. Roques R. L'univers dionysien. Paris, 1954. Pepin J. Univers dionysien et univers augustinien.
Aspects de la dialectique. Paris, 1956. Vanneste J. Le Mystere de Dieu. Essai sur la structure rationelle de la doctrine mystique du Pseudo-Denys LAreopagite. Bruges, 1959. C.C. Аверинцев.
Дополнительный поиск Псёвдо-дионйсий Ареопагит
На нашем сайте Вы найдете значение "Псёвдо-дионйсий Ареопагит" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Псёвдо-дионйсий Ареопагит, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 25 символа