Радхакришнан Сарвепалли
(1888-1975) - инд. Философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из самых значительных представителей неоиндуизма 20 в. Род. В образованной брахманской семье в г. Тиррутани (шт. Андхра-Прадеш), получил и традиционно инд. И европейское образование. В 1918-1921 - проф. Философии в ун-те Майсура, в 1921-1931 - в ун-те Калькутты, в 1931 -1936 -вице- президент Андхрского ун-та, в 1938-1948 - Бенаресского индуистского ун-та. В 1946-1952 - глава инд. Представительства в ЮНЕСКО, в 1949-1952 - посол Индии в СССР, в 1953-1962 - президент Делийского ун-та. В 1952-1962 - вице-президент Индии. В 1962- 1967 - президент Индии.Р. - автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами - преимущественно в Англии и США) и книг, первой значительной из которых стала монография "Философия Р.
Тагора" (1918). В двухтомной "Индийской философии" (1923-1927) сочетается эрудиция автора, касающаяся всех основных школ инд. Философии, с сознательным компаративистским подходом и постоянным выявлением параллелей между инд. И зап. Мыслью (не компенсирующим, правда, отсутствие историко-стадиального подхода). "Индийский образ жизни" (1927) предназначался для апологетической презентации индуизма перед зап. Аудиторией. Индуистская ментальность предстает здесь как "религиозность субъекта" - в противоположность "религиозности объекта" иудаизма, христианства и ислама. Инд. Ментальность в целом предстает как интуитивизм, направленный на "реализацию" истины в противоположность рационализму зап. Мысли, ориентированной на умозрительное усвоение.
Здесь же предпринимается сознательное осовременивание ключевых индуистских понятий "карма", "сансара", "дхарма" и т.д., типичное для всего неоиндуизма. Индуизм вполне сочетаем, по Р., с откровениями основателей мировых религий, но при равенстве всех религий оказывается в его интерпретации все же всех "равнее". В кн. "Идеалистический взгляд на жизнь" (1932) и "Восточные религии и западная мысль" (1939) Р. Выражает свою убежденность в сущностном единстве общемирового филос. Идеализма - от Платона до Дж. Беркли и Г.В.Ф. Гегеля, - которому соответствует идеализм веданты (при этом существенные различия в названных "редакциях" идеализма учитываются явно недостаточно). Идеализм противопоставляется несостоятельной философии материализма и материалистической системе ценностей.
Сочетание зап. Сциентизма и инд. Мистицизма (под эгидой веданты) могли бы создать, по Р., возможности для мирового духовного синтеза. В подробно комментированном переводе сутр веданты "Брахма-сутра". Философия духовной жизни" (1960) Р., переводивший с санскрита на английский также и "Бхагавадгиту", и основные Упанишады, выступает в определенном смысле в амплуа основателей школ средневековой веданты, которые комментировали все "три сокровища" ведантийской традиции. Здесь он, однако, занимает двойственную позицию. С одной стороны, он видит в адвайта-веданте Шанкары высшее достижение мировой мысли, с др. - пытается, подобно всем оппонентам последнего начиная с Бхаскары (8-9 вв.), реабилитировать "полную реальность" мира, которая у Шанкары решительно отрицается.
Принятие реальности мира необходимо, в свою очередь, для реабилитации человеческого активизма и научного освоения действительности в свете "правильно понятой" ведантийской философии.Индийская философия. Т. 1-2. М., 1956-1957. Эсхатология (О будущей жизни души). Киев, 1993. Аникеев Н.П. Философские и социологические взгляды С. Радхакришнана // Современная философская и социологическая мысль стран Востока. М., 1965. Литман А.Д. Сарве-палли Радхакришнан. М., 1983.В.К. Шохин.
Дополнительный поиск Радхакришнан Сарвепалли
На нашем сайте Вы найдете значение "Радхакришнан Сарвепалли" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радхакришнан Сарвепалли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 23 символа