Разделение Властей

277

Общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических гос-вах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.Впервые в классической форме идея Р.в. Была сформулирована Ш.Л. Монтескье в кн. "О духе законов" (1748). Он предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобные злоупотребления, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может существовать только там, где нет злоупотребления властью.При Р.в. Исполнительные, законодательные и судебные ин-ты, будучи взаимонезависимы в рамках своей компетенции, контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках.

Одновременно Р.в. Предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона оппозиции. В федеративных и конфедеративных гос-вах роль контрвласти по отношению к центру могут выполнять властные инстанции субъектов федерации (конфедерации).В системе Р.в. Главенствующее положение принадлежит парламенту, поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями. В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки.

В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти.Все исполнительные ин-ты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом. Отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц roc-ва и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам.Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения к.-л. Противоречий между ними выступает судебная власть.

Без независимой судебной власти невозможно Р.в. В большинстве стран надзор за соблюдением конституции, соответствием ей актов законодательной и исполнительной власти возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ - Федеральный конституционный суд, в США - Верховный суд, в России - Конституционный суд. Эти ин-ты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона гос-ва.Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит завершением системы сдержек и противовесов, призванным стоять на страже конституционной демократии.Гаджиев К.С.

Политическая наука. М., 1996..

Значения в других словарях
Разделение Властей

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - в конституционном праве - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. Н. Система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей - один из важных элементов..

Разделение Властей

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть> в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система> сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция> США. Разделение властей - один из важных ..

Разделение властей

См. Правительство и Соединение властей.. ..

Разделение Властей

В конституционном праве - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. Н. Система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей - один из важных элементов правового государств..

Разделение Властей

Один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей. Законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках. Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть при-держащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принцип ..

Разделение Властей

- один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей. Законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках. Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть при-держащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принц..

Разделение властей

(separation of powers). ..

Разделение Властей

Конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах. А) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними. Б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов. Например, в условиях РФ - федеральный уровень, уровень субъекта..

Разделение Властей

Принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. До н.э.) восхищался той системо..

Разделение Властей

Принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. До н.э.) восхищался той системо..

Разделение Властей

— теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком и развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права, сыграла прогрессивную роль в борьбе протин абсолютизма. Предполагает, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти. Законодательная (парламент), исполнительная (правительство, президент) и судебная.. ..

Разделение Властей

( принцип) - основополагающее исходное начало качественного строения и функционирования государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является английский мыслитель Д.Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизмы их функционирования. Он различал законодательную, исполнительную и федеративную власти, последняя рассматривалась им в единстве с исполнительной, так..

Развитие

Поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. Противопоставляется "творению", "взрыву", появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и "катастрофизму", предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми. Идея Р. Начала складываться в античности, но в 18 в. И. Кант называл ее "рискованным приключением разума", поскольку многие области невозможно было представить как развивающиеся ("небесный" мир, органическая природа..

Развитие, Также Эволюция, Генезис

– закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. Собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию (см. Развертывание), особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным (в смысле эволюционизма 18 в.), т.е. Проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенси..

Раздражение

Физическое или химическое воздействие на чувствительные клетки органов чувств или др. Органов нервной системы. Это такой процесс, который в специфическом для него месте переступает границу между физической средой и физическим организмом, а также между нервными и ненервными частями физического организма. Раздражение обычно предстает в виде множества определенным образом расположенных раздражений (порядок раздражений). Следствием раздражения является возбуждение соответствующей группы чувствительн..

Раздражимость

1) возбудимость. 2) возрастающая восприимчивость и встречное действие по отношению к раздражению. Историк Лампрехт («Zur jьngsten deutschen Vergangenheit», 2 Bde., 1921 – 1922), проводя в духовно-исторической области аналогию с психологическим понятием раздражения, считает раздражимость важнейшим признаком высокоразвитой культуры. Период с 1880 по 1914 в Германии он считает эпохой раздражимости. См. Также Чувствительность.. ..

Дополнительный поиск Разделение Властей Разделение Властей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Разделение Властей" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Разделение Властей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа