Рамануджа

230

(санскр. Ramanuja, традиционная датировка 1017-1137) - реформатор средневекового индуизма, наиболее авторитетный представитель "теистической" веданты, получившей позднее обозначение вишишта-адвайты ("дифференцированный не- дуализм") и основатель самой почтенной из традиций вишнуитской бхакти - шри- сампрадая. Деятельность Р. Приходится на эпоху синтеза тамильской бхакти и "санскритской" философии и ритуала. Тамильский брахман по происхождению, Р. Был учеником последователя "ограниченного монизма" Ядавапракаши, чье учение восходило еще к доктрине бхеда-абхеда ("тождество в различии"), первого критика Шанка-ры - Бхаскары (8-9 вв.). Ближайшим по времени к Р. Альваром был Алавандар, более известный своим санскритским именем Ямуначарьи (10-11 вв.), который уже заложил основы "теистической" веданты.

Р. Был племянником ученика Ямуны - Махапурны, через которого, вероятно, и совершилась его инициация в общину шривайшнавов.Основное произведение Р. - объемный комментарий к "Брахма-сутрам" под названием "Шрибхашья" ("Комментарий в честь богини Шри"). Ему принадлежит также комментарий к "Бхагавадгите" и трактаты "Ведантадипа" ("Светильник веданты"), "Ведантасара" ("Квинтэссенция веданты") и "Ведартхасанграха" ("Конспект ведийских предметов"). Р. Приписываются три "восхваления" Вишну-Нараяны и способов "при- ближения" к нему - своеобразные гимны в прозе, а также служебник шривайшнавов. Р. Удалось выстроить из интуиций Ямуны целую систему "бхактической веданты". Во всех пунктах она оппонирует абсолютистскому монизму Шанкары.Р.

Подвергает критике основную адвайтистскую доктрину об ограниченной реальности мира как проекции Авидьи. Р. Основывается на "эпистемологическом реализме", по которому нереальное вообще не может быть объектом познания. Он отвергает и шанкаровское различение двух уровней истины в речениях Упанишад. Все они располагаются на одном ярусе истины, и то, что в одних акцентируется единство, а в других дифференциация, вполне объяснимо, поскольку именно единство-различие характеризуют соотношение субстанции и ее атрибутов. Р. Обнаруживает целый ряд некорректностей в адвайтистской локализации Неведения и определении его онтологического статуса. Оно не может быть локализовано ни в индивидуальных душах (сама их индивидуальность порождена Неведением, а причина не может зависеть от своего следствия), ни в Брахмане, которому тогда надо приписать незнание.

Если Неведение скрывает Брахмана, то это противоречит его "самораскрывающейся" природе. Неведение не может быть и сущим и несущим (по адвайтистам, "невыразимым"), ибо вещи бывают либо сущими, либо не-сущими. Неведение, как Майя, не может быть "конструктором" этого мира, ибо отрицательная по определению величина не способна быть "положительным" началом. Если признать его таковым, то оно непреодолимо в принципе, ибо ничто "положительное" не может разрушиться. Тем не менее Р. Допускает переинтерпретацию Майи - в виде креативной способности Божества, осуществляемой в мире.Соотношение Брахмана с душами и миром также не может мыслиться в рамках иллюзионизма. Брахман, тождественный Вишну-Нараяне, соотносится с ним подобно тому, как душа с телом, владелец с собственностью или целое с частями, и это отношение можно рассматривать как идентичность в одном аспекте и различность - в другом.

Души безначальны подобно Божеству, но лишены его вездесущести и всемогущества. Мир же как "тело Божества" развивается посредством направляемых им космических эманаций через реальную трансформацию Первоматерии от менее "проявленных" к более "проявленным" состояниям (здесь Р. Следует космогонии санкхьи). "Освобождение" и средства его реализации также мыслятся Р. По-другому, чем у адвайтистов. Первое в виде сопричастности души Божеству (и вечного пребывания в божественном мире - Вайкунтхе), а не "растворения" в нем, последнее - как познание, которое предполагает необходимость обрядовой практики и неотделимо от ступеней "самоотдачи" (прапатти) адепта Нараяне.Последователям Р., самым ярким из которых был Ведантадешика (13-14 вв.), принадлежит очень значительное по объему филос.

Наследие и влияние на бхактов 14-15 вв.Семенцов B.C. "Бхагавадгита" в традиции и в современной научной критике. М., 1985. Esnoul A.M. Ramanujaet la mystique vishnouite. Paris, 1964. Balasubramanian R. Some Problems in the Epistemology and Metaphysics of Ramanuja. Madras, 1978. B.K. Шохин.

Значения в других словарях
Рамануджа

РАМАНУДЖА (11-12 вв.) - средневековый индийский религиозный философ, основатель вишишта-адвайты - разновидности веданты, характеризующейся, в отличие от абсолютного монизма адвайта-веданты, ограниченным монизмом. Рамануджа признает наряду с существованием брахмана реальность эмпирического мира и индивидуальных душ. Концепция Рамануджи послужила основой многих течений бхакти.. ..

Рамануджа

РАМАНУДЖА (11 - 12 вв.), средневековый индийский религиозный философ, основатель вишишта-адвайты - разновидности веданты. В отличие от адвайта-веданты в ней признается наряду с существованием брахмана реальность эмпирического мира и индивидуальности душ.. ..

Рамануджа

(Râmânuja) — индийский религиозный реформатор XII века, основатель вишнуитской секты рамануджей. Как философ, Р. Ратовал против учения Шанкары (см.) о так называемом advaita ("не дуализм"), т. Е. Единстве души и тела. Этому учению он противопоставил систему вишиштадваита, т. Е. Раздельной и конечной реальности индивидуальных существ. Advaita он допускал только в верховном божестве Вишну. Р. Отвергал и учение о великой иллюзии Майя (см.). Ему принадлежит комментарий к Ведантасутрам и краткое изло..

Рамакришна

(монашеское имя, настоящее имя - Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) - индийский философ, мистик, религиозный реформатор. С юных лет - индуистский жрец Храма Богини Кали. Десятки лет посвятил практической реализации религиозных идеалов индуизма, христианства, мусульманства и др. Религий. Проповедь "спасения Индии" Р. Основывал на обращении к духовному опыту человечества. Философия Р. - практическое утверждение универсальной религии. Мир, по Р., един. Кришна, Будда, Христос, Мухаммед - воплощения одн..

Рамакришна, Настоящее Имя Гададхар Чаттерджи

(род. 20 февр. 1834, Камарпукар, Бенгалия – ум. 16 авг. 1886, Калькутта) – инд. Мыслитель и религиозный реформатор. Популярную форму веданты (Шанкары) он объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира и в которой их формы молитвы получают свое завершение и гармонию. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его ученик Вивекананда (1862-1902) основал миссию для распространения идей Рамакришны в Индии и Америке.. ..

Раме (Rame) Пьер Де Ла

(род. 1515, Кю, близ Суассона – ум. 26 авг. 1572, Париж. Был убит в Варфоломеевскую ночь) – франц. Философ, логик. 1562 знаменуется переходом Раме к кальвинизму. Будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкавшую к Цицерону и Квинтилиану. Его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм (1507-1589) продолжил этот..

Раме (Ramee) Пьер Де Ла

(латинизир. Петрус Рамус, Petrus Ramus) (1515-1572) - фр. Гуманист, философ, логик. За борьбу против схоластики был отстранен от преподавания в Парижском ун-те (1544), но в 1551 назначен проф. Коллеж де Франс. Приняв в 1561 кальвинизм, был вынужден бежать из Франции (1568). Читал лекции в Гейдельберге. Затем возвратился в Париж. Был убит на третий день после Варфоломеевской ночи.В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Р. Выступил с резкой критикой схоластического аристотелизма ..

Рамануджа

(XII в.)-величайший вишнуитский вероучитель и создатель философии вишишта-адвайты, основатель одной из четырех традиций бхакти - шрисампрадаи. В юности принадлежал к школе Шанкары, затем обратился в вишнуизм и создал монотеистич. Вариант веданты, в противоположность монизму адвайты. Родом тамильский брахман, основал монастырь в Шрирангаме, где и прожил большую часть жизни. Гл. Труды - комментарии на "Брахма-сутры" ("Шрибхашья"), на "Бхагавадгиту", "Ведантадйпа", "Ведантасара". Ум. В 1137. V4.А. ..

Дополнительный поиск Рамануджа Рамануджа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рамануджа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рамануджа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 9 символа