Риккерт{блок0} Генрих

91

(1863-1936) - немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Фрейбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения. "Предмет познания" (1892), "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904), "Логика предикатов и проблема онтологии" (1930), "Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии" (1934) и др. Философские взгляды Р. Претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника - Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии.

Р. Продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют "совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла". Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих т.наз. Мировую проблему. Выявить их возможное единство. Р. Проводит существенное различие между философией и специальными науками. Цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое - то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук.

Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. Относит, гл. Обр., к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению т.наз. Мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании т.наз. Третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. Провозглашает т.наз. Царство смысла. Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психиче-ским актом - суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт).

Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки. Без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. Занимает гносеологическая часть, с которой по сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии - ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. Одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания.

Однако, поиски трансцендентного объекта не дали Р. Ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух "царств" (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. В поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер. Чувственно воспринимаемого мира (физического и психического). Интеллигибельного мира - ценностей и смысловых образований. Мира необъективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее.

Три эти сферы бытия ("посюстороннего" в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, - миром "потустороннего" бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают.Т.Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Рикер (Ricoeur) Поль

(р. В 1913) — французский философ, профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. В 1952 возглавил кафедру истории философии в университете Страсбурга. Ученик Марселя. Также особо отмечал влияние на собственное профессионально-нравственное становление Мунье и Гуссерля. Основные сочинения. "Карл Ясперс и философия существования" (1947), "Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса" (1948), "Филосо..

Риккерт (Rickert) Генрих

(1863—1936) — немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888—1891), Оренбургском (1891—1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения. "Предмет познания" (1892), "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904), "Логика предикатов и проблема онтологии" (1930), "Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии"..

Риль (Riehl) Алоиз

(род. 27 апр. 1844, Бозен – ум. 21 нояб. 1924, Нейбабельсберг, близ Берлина) – нем. Философ. Профессор в Берлине (1905-1917). Неокантианец. Занимал промежуточную между критицизмом и позитивизмом позицию. Есть только один мир, но объективному, связанному с внешними вещами сознанию он представляется в качестве связи квантитативных (количественных) психических процессов и вещей. В то же время органически определенному индивиду часть того же мира представляется в качестве функций и связей его сознан..

Рильке (Rilke) Райнер Мария

(род. 4 дек. 1875, Прага – ум. 29 дек. 1926, Вольмон, близ Монтрё) – австр. Поэтфилософ. Почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произв. Впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке – поэт-экзистенциалист. Главные его темы. Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы – только листья». Смерть, «..

Дополнительный поиск Риккерт{блок0} Генрих Риккерт{блок0} Генрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Риккерт{блок0} Генрих" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Риккерт{блок0} Генрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 21 символа