Рорти (Rorty) Ричард М
(р. 1931) - амер. Философ, развивающий постмодернистский вариант прагматизма. Учился в Чикагском и Йельском ун-тах, преподавал в Йельском, Принстонском, Виргинском ун-тах. С 1998 - проф. Сравнительной литературы в Станфордском ун-те.Р. Прошел школу аналитической философии и, обратившись к ее метафилософскому прочтению, сделал вывод, что суть позитивистско-лингвистических новаций состоит не столько в "лингвистическом повороте", сколько в переосмыслении проблем философии как порожденных лингвистическим словоупотреблением. В кн. "Философия и зеркало природы" (Новосибирск, 1997) и "Последствия прагматизма" (Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982) итогом его размышлений явился вывод, что проблемы философии не имеют объективного предметного значения.
Дихотомии духовное - телесное, субъект - объект, истина - мнение и др., считающиеся естественными, в действительности порождены лингвистической практикой. Проблема сознания, напр., была "изобретена" Р. Декартом, положившим начало представлению о языковой игре "духовной и телесной субстанциями", а И. Кант вовлек людей в поиск универсальных оснований морали, в то время как моральные нормы есть просто лингвистически оформленные правила общежития, возникающие в результате приспособления к природной и социальной среде. Историки мысли, изображавшие ход философии в виде цепочки "вечных проблем" и безличной логики идей, создавали иллюзию, будто существовали только случайные эпистемологически несоизмеримые высказывания одних людей и реакции на них других.
Поэтому реальная презентация интеллектуальной истории возможна на основе исторического номинализма, а не реализма.Основные атаки Р. Направлены против фундаментализма и "идеологии Истины", с ее посылкой о возможности демаркации мнения и знания. Опираясь на релятивистские результаты философов-аналитиков (Н. Гудмена, У. Куайна, У. Селларса Д. Дэвидсона), Р. Отвергает образ философии как теоретико-аргумента-тивной деятельности. В прагматизме У. Джеймса и ис-торицизме Дж. Дьюи, с его т.зр., содержались более здравые подходы, нежели у сменивших их аналитиков. Р. Выступает за лишение философии высокого гносеологического статуса, на который ее возвела платоновско-декартовско-кантовская традиция. Согласно предложенному им проекту новой идеологии, дело философии - создание метафорических картин реальности, а не ее зеркальное отражение, она является одним из видов литературы или разговора, имеющего целью коммуникацию, а не познание.Невозможность подведения под знание фундамента, по Р., означает исчезновение почвы под ногами не только философии, но и науки.
Последняя не описывает реальность, а с помощью метафорических картин приспосабливается к ней, ее язык успешен только для прагматических целей предсказания и контроля.В свете этого различие между естествознанием и математикой, с одной стороны, и гуманитаристикой - с др., несущественно. И те и др. - разные языки, изобретенные для меняющихся целей. Метафоризм кладет конец давнему колебанию философии между наукой и искусством, сближая ее, как жанр литературной критики, с последним.Р. - поборник радикальной секуляризации философии, т.е. Освобождения ее от любых транскультурных подпорок. Творчество Джеймса, Дьюи, Ф. Ницше, З. Фрейда, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера и символы современной философии - "смерть бога", "забвение бытия", "подъем новой современной технологии", "деконструкция" и др., - с его т.зр., кладут конец европейской традиции самоописания в сопряжении с некоей внечеловеческой реальностью.
Поэтому современные неопрагматисты сознательно принимают стратегию этноцентризма, т.е. Нахождения самотождественности в верованиях своего сообщества и оценки их по вкладу в солидарность, а не в объективность. Формы неопрагматизма - поэтический нарратив, самоирония и заинтересованный разговор, преследующий не интертеоретическое соглашение, а коммуникацию несоизмеримых верований (см. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996).Интерпретаторы оценивают филос. Идеологию Р. По-разному. Апологеты видят в нем противоядие против техницизма аналитической философии, симптом возрождения литературно-эстетической традиции амер. Мысли. Критики оценивают смысл метафоризации, релятивизации и прагматизации человеческого знания как восстание против рационалистических ценностей, основополагающих для зап.
Цивилизации. Objectivity, Relativism and Truth. Cambridge (Mass.), 1991. Essays on Heidegger and Others. Cambridge (Mass.), 1991. Philosophical Papers. Vol. 3. Truth and Progress. Cambridge (Mass.), 1998. Achieving our Country. Leftist Thought in Twentieth-Century America. Cambridge (Mass.). London, 1998.Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997. Юдина Н.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Долгопрудный, 1998. Prado C.G. The Limits of Pragmatism. Atlantic Highlands, 1987. Kolenda K. Rorty's Humanistic Pragmatism - Philosophy Democratized. Tampa, 1990. Hall D.L Prophet and Poet of the New Pragmatism. New York, 1994.Н.С. Юлина.
Дополнительный поиск Рорти (Rorty) Ричард М
На нашем сайте Вы найдете значение "Рорти (Rorty) Ричард М" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рорти (Rorty) Ричард М, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 22 символа