Санкхья-карика
(санскр. Sarnkhyakarika) - канонический текст филос. Традиции санкхьи (одной из ортодоксальных систем инд. Философии), составленный, вероятнее всего, в нач. 5 в. И выполняющий в ней функцию базового текста ("Санкхья-сутра" была составлена значительно позднее). Сведения об авторе "С.-к." Ишваракришне незначительны. Он был, возможно, брахманом, ставшим впоследствии странствующим аскетом. Однако его текст свидетельствует о том, что он превосходно изучил наследие своих предшественников, т.к. Смог унифицировать положения многочисленных конкурирующих школ санкхьи пред-классического периода, представив "ортодоксальную" версию ее доктрины. "С.-к.", содержащую от 69 до 73 стихов, или карик (у различных комментаторов), можно считать уникальным опытом конденсированной экспозиции филос.
Системы в совершенной поэтической форме.Карики 1 -2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, живых существ и свыше) и задают установку на освобождение от них. В кариках 3-7 кратко "записаны" все 25 начал санкхьи, учения об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8-20 представляют онтологию санкхьи. Учение о предсуществовании следствия в причине. Характеристики "проявленного" и "непроявленного" уровней трехгунной реальности. Самих трех гун - конечных "атомарных" факторов бытия, проявляющихся в аспектах просветленности, активности и инертности. Обоснование единства трех гун в качестве первоматерии мира Пракрити. Существование Атмана-пуруши как "чистого субъекта" и его множественность, а также ложная взаимоассимиляция Пракрити и пуруш.
Карики 21- 27, 38 посвящены космологии - эманациям всех "проявленных" начал мира из Непроявленного. В кариках 28-37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей любой психосоматической организации и три "внутренние способности" - ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи. Предмет карик 39-55 - механизм трансмиграции тонкого тела (своеобразного посредника между духовным началом-пурушей и материальными телами) и диспозиции сознания индивида, определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56-61 - служение "бессознательной" Пракрити интересам пуруш. Карики 62-68 посвящены "освобождению" пуруши от мира страданий (мокша), которое начинается с "реализации" истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением.
При этом само духовное начало, будучи по определению бездейственным, закабаляется и "освобождается" необъяснимым и не совсем логичным образом самой персонифицируемой Первоматерией, которая, будучи по определению бессознательной, каким-то образом осуществляет целеполагающую деятельность в мире. В последних стихах "С.-к." излагаются основные "исторические" вехи трансляции учения санкхьи. "С.-к." пользовалась беспрецедентной популярностью. Уже к 10 в. К ней было составлено более десятка комментариев. На "С.-к." опирались в изложении учения санкхьи и все ее оппоненты (буддисты, джайны, вайшешики, найяики, ведантисты). Сформулированный в ней классический дуализм стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии пуранической литературы (где развивалась и образность "С.-к." - сравнения Пракрити и пуруш с женским и мужским началами, а созидания и разрушения мира - с их "соединением" и "разлукой").Лунный свет санкхьи.
Ишваракришна, Гаудапада, Вачас-пати Мишра / Изд. Подгот. В.К. Шохин. М., 1995.В.К. Шохин.
Дополнительный поиск Санкхья-карика
На нашем сайте Вы найдете значение "Санкхья-карика" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Санкхья-карика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 14 символа