Сантаяна (Santayana) Джордж

295

(1863-1952) - амер. Философ, писатель, поэт, эссеист, автор около тридцати произведений по эстетике, религии, онтологии, гносеологии, социальной философии. По происхождению испанец. В 1871 переехал в США, учился в Германии, окончил Гарвардский ун-т, где затем преподавал с 1889 по 1912. В том же году покинул США, жил в Англии и Франции, с 1925 - в Риме.Творческая карьера С. Началась с публикации философичных сонетов. Уже в них проявился особый склад его мировосприятия - вера в естественность причин всего происходящего, эстетизм и платонизм. На всем ее протяжении его интерес был прикован к феномену человеческого воображения, проявляющегося в религии, поэзии, философии, культуре. Приняв дарвиновскую натуралистическую парадигму и сделав трудный для себя вывод о ложности религии, как и У.

Джемс, он видел источник религии в природном свойстве людей поэтизировать реальность, но в отличие от него принял позицию атеизма. В своих ранних работах. "Чувство красоты" (Sense of Beauty. New York, 1896), "Люцифер, теологическая трагедия" (Lucifer. A Theological Tragedy. Chicago. New York, 1899), "Интерпретации поэзии и религии" (Interpretations of Poety and Religion. New York, 1900), "Разум в религии" (Reason in Religion. New York, 1905), "Три философских поэта - Лукреций, Данте, Гёте" (Three Philosophical Poets - Lucretius, Dante, Goethe. New York, 1910) он развивал положение о том, что эмпирическая несостоятельность религии не умаляет ее первостепенной значимости для человека. Став поэзией и воплотившись в искусстве, христианская доктрина оплодотворила культуру и мораль.В пятитомной "Жизни разума" (The Life of Reason.

New York, 1905-1906) С. С помощью эволюционного натурализма и прагматизма обосновывал идею о том, что все формы культуры - продукты порождающей силы поэтического воображения, а не гносеологической способности отражения реальности. Типы человеческого опыта - здравый смысл, социальные воззрения, религия, искусство и наука - различаются между собой характером доминирующего импульса. В науке доминирует практический импульс, хотя ученый - это тот же религиозный поэт, поднявшийся до высших уровней символизации. Философия тоже сродни искусству. Она нужна человеку не для теоретического объяснения мира, а для рефлексивного выбора морально-эстетической позиции по отношению к нему.В 1920 С. Принял участие в сб. "Очерки критического реализма" (Essays in Critical Realism.

New York, 1920), в котором в противовес эпистемологическому монизму неореалистов он обосновывал эпистемологический дуализм, т.е. Наличие в субъект-объектном отношении посредника - идеальных сущностей. Последнее исключает возможность логического доказательства реализма. Гарантом является только природная "животная вера". Тема "природа - человек - сознание - идеальное" получила дальнейшее развитие в кн. "Скептицизм и животная вера", в ней же была определена стратегия на сочетание натурализма и платонизма, которую С. Реализовал в четырех томах "Царств бытия" (The Realms of Being. Vol. 1-4. New York, 1927-1940). Четыре "царства" являются не онтологическим аналогом реальности, а различениями аспектов опыта человека - материального, психологического, идеального.

"Царство сущности" - это любое идеальное содержание сознания - числа, драматургия Шекспира и т.д., а также чистые возможности, напр. Ненаписанные симфонии. "Царство материи" - это наше тело, физические вещи. "Царство истины" - это сегмент идеального "царства сущности", которому удалось реализовать себя в сфере материального существования. "Царство духа" - это ментальные состояния, проявляющиеся в "моральном Я" и познании, выступающие посредником между "царством сущности" и "царством материи". Генетически первичным является "царство материи", однако материя не есть монистический принцип бытия. "царства" нередуцируемы и обладают автономными статусами реальности. Сущности, напр., имеют бытие, но не имеют существования.

Они сродни платоновским "формам" - универсальны, индивидуальны, само- тождественны, бесконечны, вечны и неизменны. Попадая в фокус интуиции человека, они проецируются на текучую материю, придавая ей содержательность. Поэтому о материи мы знать ничего не можем. О ней намекает только наша животная вера. В сфере сущностей наука и бред параноика равноценны, но в сфере практики наука приобретает характер рационального знания, когда ее теории оказываются прагматически удобными. При ложной интерпретации природы ее "удары" побуждают изобретать новые теории.В "Диалогах в преддверии ада" (Dialogues in Limbo. New York, 1928) С. Развивал свою давнюю мысль об участии чувств, разума, науки, морали и религии в мифотворчестве.

Чтобы остаться здравым, следует отказаться от идеи открыть "одну-единственную истину" и принять поэтические виды творчества, где нет познавательных претензий, а мифологическая форма не скрыта от глаз. Поскольку у человека 20 в. Воображение от религии перекочевало к науке, религиозную миссию должна взять на себя философия, способная учить искусству достижения гармонии с миром. Такой интеллектуальной "нецерковной религией" С. Считал свою собственную философию. В 1951 вышел последний труд С. "Господство и власть" (Dominations and Powers. Reflections on Liberty, Society, and Government. New York, 1951), который, как гласит подзаголовок, содержит "размышления о свободе, обществе и правлении". Сопоставление современных социальных и политических устройств привело С.

К выводу, что наилучшей формой правления была бы "тирания духовной элиты", которая установила бы в глобальном масштабе "рациональный порядок".Интерпретаторы видят в философии С. Попытку соединить платонизм с натурализмом, воссоединить романтическую и рационалистическую традиции. Раньше его упрекали за неприязнь к современному позитивистскому духу эпохи, теперь заговорили о нем как постмодернисте, одним из первых отметившем вхождение зап. Культуры в "пострациональную", "пострелигиозную", "постморальную" стадии. С. Не создал "школы", однако благодаря его афористичному литературному стилю, остроумию и иронии он остается широко читаемым автором. Winds of Doctrine. New York., 1913. Egotism in German Philosophy. New York, 1916.

Philosophical Opinion in America. London, 1918. Character and Opinion in the United States. New York, 1920. Soliloquies in England. New York, 1922. The Unknowable. Oxford, 1923. Platonism and Spiritual Life. New York, 1927. The Genteel Tradition at Bay. New York, 1931. Some Turns in Thought in Modern Philosophy. Cambridge, 1933. The Last Puritan. New York, 1936. Obiter Scripta. New York, 1936. The Idea of Christ in the Gospels. New York, 1946. Persons and Places, 3 vols. New York, 1944-1953. Юлина Н.С. Джордж Сантаяна. "Царства бытия" // Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. Гл. 4. Munitz M. The Moral Philosophy of George Santayana. New York, 1936. The Philosophy of George Santayana. LaSalle, 1940. Butler R. The Mind of Santayana. New York, 1956. Singer I. Santayana's Aesthetics.

A Critical Introduction. Cambridge, 1957. Sprigge T.L Santayana. An Examination of his Philosophy. London, 1974.Н.С. Юлина.

Значения в других словарях
Сантаяна (Santayana) Джордж

САНТАЯНА (Santayana) Джордж (1863-1952) - американский философ-идеалист, один из главных представителей критического реализма (философского). Интерпретировал его в духе платонизма. Создал учение о "царстве бытия", в центре которого концепция "идеальных сущностей". Роман "Последний пуританин" (1935).. ..

Санкция

(от лат. Sancire – делать святым, нерушимым) – освящение. Одобрение, утверждение (санкционирование) законов или договоров и, кроме того, всех тех наказаний, которые установлены за нарушение этих законов.. ..

Сансара

(санскр. Sarnsara - прохождение, протекание) - основной термин инд. Мировоззренческих текстов для обозначения реинкарнации, повторных рождений, подразумевающих, что бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой и приобретает соответствующие результатам предшествующего существования ментальные, перцептивные и деятельные способности, а также "высокое" или "низкое" рождение в соответствии с действием "закона кармы". С. Укоренена в незнании субъектом своей ис..

Сапега Лев (1557—16ЗЗ)

— белорусский мыслитель, государственный, общественный и военный деятель, канцлер Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ), дипломат. Родом из оршанских бояр. Уже в детстве, кроме родного белорусского, он овладел польским, немецким, греческим и латинским языками. В возрасте 13 лет С. Становится студентом Лейпцигского университета, где в течение ряда лет изучает историю римского и церковного права, античную философию (прежде всего труды Платона и Аристотеля), хроники средневеко..

Сапега Лев Иванович

(1557-1633) - государственный, общественный и военный деятель Великого княжества Литовского (ВКЛ), дипломат, мыслитель. Родом из оршанских бояр. Учился в Лейпцигском университете. По окончании университета - писарь при дворе Стефана Батория, затем подканцлер и канцлер ВКЛ (с 1589). С 1621 - виленский воевода, с 1625 - гетман ВКЛ. С его именем связано создание в 1581 трибунала ВКЛ. С. - инициатор создания важнейшего правового документа в Европе - 3-го Статута ВКЛ (1588), в котором нашла отражение..

Дополнительный поиск Сантаяна (Santayana) Джордж Сантаяна (Santayana) Джордж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сантаяна (Santayana) Джордж" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сантаяна (Santayana) Джордж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 27 символа