Сервет (Servet) Мигель

111

(1511-1553) - исп. Теолог, естествоиспытатель, врач. Учился в ун-тах Сарагосы, Тулузы, Парижа, изучал библейские языки, математику, философию, теологию, право, медицину, жил в Германии, Италии, Швейцарии. С. Был сторонником т.н. Христоцентрического пантеизма, включавшего элементы неоплатонизма, астрологии, каббалы, однако настаивал на том, что естественная философия должна исходить из эмпирических исследований. Первым в истории медицины описал малый круг кровообращения. В 1531 опубликовал кн. "Об ошибках Троицы", а спустя год в ответ на критику - "О Троице", в которых решительно отвергал представление о троичности Бога. В 1538 издал труд по астрологии, в котором защищал ее, ссылаясь на "божественного Платона". Будучи практикующим врачом в Вене, С.

Вступил в переписку с Ж. Кальвином и написал "Восстановление христианства" (1553), бросившее вызов авторитету "женевского папы". По доносу Кальвина С. Был осужден фр. Инквизицией в Лионе, а впоследствии женевской консисторией и в 1553 публично сожжен на костре.С. Был последовательным защитником антитринитаризма. Единственным Богом, ипостасью он объявляет Бога-Отца, или Иегову, который вечен и является сущностью всего, источником бытия всех вещей. Что же касается Святого Духа и Бога-Сына (Слова) - это не личности, не ипостаси, а формы, образы обнаружения Бога-Отца, пронизывающие весь материальный мир. Перед воплощением Слово было Элогимом, или "несотворенным светом". С. Называет его также "Христом". В отличие от него Иисус - это земной сын Бога в прямом физическом смысле, которого Мария родила от Христа, и он не является бессмертным.

Превращение "несотворенного света" во "второго Адама" ("Иисуса") С. Рассматривает как универсальный космический процесс, в ходе которого свет пронизывает материю, создавая минералы, растения, животных и другие сотворенные вещи.С. Утверждал неделимое единство духа и материи, рассматривая возникающие в природе вещи и предметы как результатразличных видоизменений элементов. "Даже сокровища естественных наук таятся в Христе", - подчеркивал он, выступая за свободное исследование законов природы. С. Отвергал догматов абсолютном предопределении и настаивал на свободной воле человека как непременном условии получения спасения. Он во многом разделял взгляды анабаптистов, в частности придавал особое значение "освящению", которое интерпретировал как сознательное крещение верующих в 30-летнем возрасте.

С. Резко осуждал католическую и ортодоксальную протестантскую церкви за применение насилия, отстаивая принципы гуманизма и веротерпимости. "Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом того, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения". С. - один из наиболее талантливых и мужественных противников церковного догматизма.Будрин Е.А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878. Михайловский В. Сервет и Кальвин. М., 1883. Цвейг С. Совесть против насилия, Кастеллио против Кальвина. М., 1986.СЁРЛ (Searle) Джон (р. 1932) - амер. Философ, представитель аналитической философии. С 1959 преподает в Калифорнийском ун-те в г. Беркли. Испытав влияние идей лингвистической философии Дж.

Остина, он развил и усовершенствовал их в кн. "Речевые акты" (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие "иллокутивная цель". Языковое значение, согласно С. Присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного "речевого акта" в процессе межличностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории речевых актов С. Шло в направлении, во- первых, разработки формального аппарата "иллокутивной логики", а во-вторых, сближения самого понятия речевого акта с понятием интенциональности. Философию языка С. Рассматривает как ветвь философии сознания. Способность речевых актов представлять объекты и положение дел в мире - продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру.В философии сознания С.

Выступает как критик теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания. Оно - гибкая способность организма, основа творческого поведения. В ходе эволюционного отбора сознание создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания - онтологическая, а не эпистемологическая категория. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель, характерная для наблюдения в объективном мире. Здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи.

Интроспекция собственного ментального состояния, полагает С. Сама и является этим состоянием. К числу главных свойств сознания он относит интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Он критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В своих публицистических работах С. Обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования.Метафора // Теория метафоры.

М., 1990. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993. № 4. Рациональность и реализм. Что поставлено на карту // Путь. 1994. № 6. Современная философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995. № 8. Expression and Meaning. Cambridge, 1979. Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983. The Rediscovery of the Mind. Cambridge (Mass), 1992..

Значения в других словарях
Сервет (Servet) Мигель

СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511-53) - испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.. ..

Сербиненко Вячеслав Владимирович

(р. 1951) - специалист в области истории рус. Философии. Окончил филос. Факультет МГУ (1974), аспирантуру филос. Факультета (1979). Преподавал в Московском инженерно-строительном ин-те (1980-1989), работал в Ин-те философии АН СССР (РАН) (1990-1992). С 1992 преподает на филос. Ф-те Российского государственного гуманитарного ун-та. Доктор филос. Наук (1995), проф. (1998). Автор четырех книг. Научные труды посвящены преимущественно истории рус. Метафизики 19-20 вв., проблемам российской историософ..

Серватус Лупус (Servatus Lupus) Из Феррьере

(жил ок. 850) франц. Философ, представитель ранней схоластики. Ученик Рабана Мавра, выдающийся гуманист своего времени, особенно чтивший Цицерона. В теологии и философии он занимался специально вопросом о свободе воли и предопределении, а также проблемой души, которые пытался разрешить с помощью рационализма.. ..

Сеченов Иван Михайлович

(1829-1905) - русский физиолог и психолог. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Основные сочинения. "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Элементы мысли" (1878), "Предметная мысль и действительность" (1892), "Впечатления и действительность" (1890), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и др. С. Выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип изучения развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой, разработал ..

Сигер Брабантский (Siger de Вrabant)

(ум. 1282, Орэието. Убит при папском дворе) – нидерл. Схоласт, выдающийся представитель аверроизма в Парижском ун-те в 13 в., в котором он преподавал с 1266. По велению епископа Парижского Стефана Темпье он дважды представал перед судом инквизиции, который осудил его 10 дек. 1270 и 7 марта 1277. Прикрываясь учением о «двойственной истине», Сигер Брабантский защищал независимость философских учений от церковных догм. Он отрицал свободу воли на том основании, что человек и Бог существуют с одинако..

Дополнительный поиск Сервет (Servet) Мигель Сервет (Servet) Мигель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сервет (Servet) Мигель" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сервет (Servet) Мигель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 22 символа