Сидонский Федор Федорович

85

(род. 1805 – ум. 1873) – рус. Философ, представитель теизма. Профессор С.-Петербургской духовной академии, почетный доктор философии С.-Петербургского унта (с 1864). В определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. Философские проблемы. Бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. Объединение этих проблем происходит у Сидонского в русле мировоззрения Канта. Философия есть «учебное решение вопроса о жизни Вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность». В то же время главной задачей философии, по Сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни.

В отличие от всякого др. Знания характерными чертами философии для Сидонского служат ее «выспренность» (трансцендентальность) и «самостоятельность» (автономность). Самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность – «отрешенность от предметного». Это приводит к тому, что философия образует такое понятие об «образе бытия всего сущего», которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает «те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий». Органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. Деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства.

В то время как чувство живет конкретным, «рассудок все дробит. Ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине. Ибо понятия сил суть понятия соподчиненные». Поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. Главный вопрос для решения у Сидонского – вопрос об отношении философии и религии. Он допускает, что философские изыскания и истины веры – две отличные, хотя и не отдельные области. Философия должна служить людям верующим. Разум и Откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они – от Бога. Разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает Откровение.

Развивая идею о философском методе, Сидонский не удовлетворяется ни «выводным методом Фихте», ни диалектическим Гегеля, ни «построительным» Шеллинга, ни «привносительным» Гербарта. Более сочувственно он относится к методу критическому. Однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, Сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. Сообразно этому он в дополнение к обычным методам – аналитическому и синтетическому – предлагает еще метод «сличительный», или сопоставительный. При таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта.

Философия «может принять точкой обзора абсолютное в опыте – наше Я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри». От опыта, т. О., исходит философское мышление, которое поднимается до Разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. Осн. Произв. – «Введение в науку философии» (1833), отмеченное Демидовской премией. Кроме того, им написано изданное после его смерти «Генетическое введение в богословие» (1877)..

Значения в других словарях
Сидонский Федор Федорович

СИДОНСКИЙ Федор Федорович (1805-73) - российский философ, автор историко-философского "Введения в науку философии" (1833).. ..

Сидонский Федор Федорович

(1805-1873), русский философ и богослов. Родился в с. Архангельское Тверской губернии 11 февраля 1805. Окончил Тверскую семинарию, а затем Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром для преподавания английского языка и философии. В 1833 был опубликован основной труд Сидонского Введение в науку философии. В 1835 он покидает академию и становится приходским священником. В 1836 Академия наук присуждает ему за его книгу Демидовскую премию, он избирается членом Императорского археол..

Сидонский Федор Федорович

Сидонский (Федор Федорович, умер в 1873 г.) - писатель, сын священника, окончил курс в Санкт-Петербургской духовной академии и был оставлен при ней в звании бакалавра по кафедре философии. В то время как большая часть профессоров руководствовались при преподавании указанными начальством сочинениями старого времени, Сидонский, еще в студенческую пору основательно изучивший философию, особенно немецкую, издал в 1833 году "Введение в науку философии", в котором задался целью "объяснить всю важность..

Сидонский Федор Федорович

Сидонский (Федор Федорович, умер в 1873 г.) - писатель, сын священника, окончил курс в Санкт-Петербургской духовной академии и был оставлен при ней в звании бакалавра по кафедре философии. В то время как большая часть профессоров руководствовались при преподавании указанными начальством сочинениями старого времени, Сидонский, еще в студенческую пору основательно изучивший философию, особенно немецкую, издал в 1833 году "Введение в науку философии", в котором задался целью "объясни..

Сигнифика

(от лат. Signum – знак и facere – образовывать), психолингвистика- понимаемое в широком смысле учение о средствах рассудка, т.е. Наука, которая изучает речевой акт как психологическое действие, рассматривает язык как действие. См. Также Семантика.. ..

Сиджвик (Sidgwick) Генри

(1838-1900) - англ. Этик, пытавшийся соединить утилитаризм с идеей интуитивного познания моральных ценностей. Отстаивал необходимость высшего образования для женщин, был одним из основателей Общества психических исследований.Рациональный характер природы морали С. Объяснял существованием ключевых моральных принципов, настолько очевидных, что ни у кого не возникает сомнения в необходимости исполнения диктуемых ими моральных предписаний. Сами моральные принципы удовлетворяют требованиям содержател..

Сила

В физическом смысле способность изменять форму материальных масс, вызывать их движение, менять направление и скорость движения или приводить тело в состояние покоя. «Живая» сила (редко употребляемое теперь выражение), или действующая сила, – сила в состоянии действия, т.е., на физическом языке, «работа». «Упругостью», или скрытой силой, называется сила до тех пор, пока она бездействует, – сила в собственном смысле. Представления о силе имеют свою основу и в психике, будучи связаны с переживанием..

Силлогизм

(от греч. Sillogismos) - опосредованное умозаключение силлогистики. Наиболее известной формой С. Является т.н. Простой категорический С. - двухпосылочное умозаключение об отношении между двумя терминами (большим - Р и меньшим - S) посредством указания их отношения к некоторому третьему, опосредующему термину, называемому средним термином - М. Классическим примером простого категорического С. Является следующее умозаключение. "Все люди смертны, Сократ - человек. Следовательно, Сократ смертен".С. ..

Дополнительный поиск Сидонский Федор Федорович Сидонский Федор Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сидонский Федор Федорович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сидонский Федор Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа