Скворцов Иван Михайлович

135

(род. 1795 – ум. 1863) – рус. Религиозный философ, духовный писатель. Протоиерей, профессор Киевской духовной академии (1819-1849), учитель С. С. Гогоцкого. Скворцов не был явным сторонником ни одной философской системы, хотя наиболее сильное воздействие на него оказали учения картезианской и особенно лейбнице-вольфианской философии. Тем не менее он осознавал необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии, чтобы закрепить уже установившуюся традицию т. Н. «здравой философии». По Скворцову, мыслящий дух человеческий не есть существо безусловное, его мышление не есть абсолютное и творческое. Истина – данное, воспринимаемое и познаваемое нами. Первоначальное отношение духа к истине есть начальное отношение восприятия, чувства.

Непосредственное чувство истинности есть вера в широком смысле. Здесь – первая форма noзнания, основа всего умственного развития. Следующая ступень – стремление «уразуметь» непосредственное содержание веры, возвести веру в степень знания. Из этого стремления возникает наука и философия. «Философ, отвергающий всякую веру, и сам не заслуживает веры». Первая обязанность философии – путем анализа разумной природы нашего духа открыть в ней первоначальные осн. Элементы истины и, очистив их от посторонней примеси, изложить в ясных и точных понятиях. Совокупность этих истин составила бы то, что называется philosophia prima. Но философствующий ум не может довольствоваться этими исходными истинами, он «стремится к полному и всестороннему познанию .целостности всех вещей – к полной совершеннейшей истине».

Это – philosophia secunda. Под силу ли это человеческому уму, «создаст ли [он] одними усилиями своего гения такую систему знания, которая удовлетворяла бы врожденному нам стремлению к истине?» Согласно Скворцову, это стремление должно быть удовлетворено, душе должен быть дан покой и мир. В посредничестве философии между естественным разумом и христианством и состоит ее истинное значение и достоинство. В «Критическом обозрении кантовой религии в пределах одного разума» (1838) Скворцов ясно показывает, что признается им у Канта и что отвергается. Три важные истины, по его мнению, открыл Кант в философии. Разум наш недостаточен в познании вещей сверхчувственных. Начала нравственности, основанные на понятиях удовольствия и неудовольствия, не нравственные.

Человек по природе поврежден или развращен. Приняв эти три отрицания Канта, Скворцов выдвигает еще два – уже против самого Канта. Против деизма кантовой религии, отделяющей Бога от человека и человека от Бога, и против натурализма, не допускающего ничего сверхъестественного и поклоняющегося одному практическому разуму. Его произв. По каноническому праву явились первыми оригинальными рус. Сочинениями по этому вопросу. «Краткое начертание истории церкви ветхозаветной», 1852. «Краткое начертание церкви новозаветной», 1853. «Катехизические поучения», 1854. «Записки по церковному законоведению», 1861-1871..

Значения в других словарях
Скворцов Иван Михайлович

(1795—1863) — писатель, магистр СПб. Дух. Акд., протоиерей. Был проф. Философии в Киевской духов. Акад. И богословия в Киевском университете. Он был первым русским автором самостоятельных сочинений по каноническому праву, и доселе еще не утративших своего значения. "Записки по церковному законоведению" (4 изд., 1871) и "О видах и степенях родства" (Киев, 1864). В свое время пользовались известностью его "Катехизические поучения" (Киев, 1854). Н. И. Барсовым напечатаны в "Трудах Киевской акд." за..

Скворцов Иван Михайлович

Скворцов (Иван Михайлович, 1795 - 1863) - писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей. Был профессором философии в киевской духовной академии и богословия в Киевском университете. Он был первым русским автором самостоятельных сочинений по каноническому праву, и доселе еще не утративших своего значения. "Записки по церковному законоведению" (4 изд., 1871) и "О видах и степенях родства" (Киев, 1864). В свое время пользовались известностью его "Катехизические поучения" (Киев..

Скворцов Иван Михайлович

Скворцов (Иван Михайлович, 1795 - 1863) - писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей. Был профессором философии в киевской духовной академии и богословия в Киевском университете. Он был первым русским автором самостоятельных сочинений по каноническому праву, и доселе еще не утративших своего значения. "Записки по церковному законоведению". (4 изд., 1871) и "О видах и степенях родства". (Киев, 1864). В свое время пользовались известностью его "Катех..

Скандал В Философии

Понятие, существование которого вызвано особым статусом философии как системы преимущественно рационального знания, не сводимого тем не менее к его собственно научной ипостаси. Кант, полемизируя с Беркли, усматривал в неочевидности для последнего (пусть даже и в умозрительном философском контексте) реальности существования вещей, именно духовную ситуацию "С. В Ф." Наиболее четко отсутствие какой бы то ни было значимой и, тем более, возрастающей совокупности универсальных философских положений, к..

Скарга (Павенский) Петр

(1536-1612) - религиозный и политический деятель Речи Посполитой, один из главных инициаторов и защитников церковной Брестской унии 1569 года. Учился в Кракове, Вене и Риме. В 1568 вступил в орден иезуитов. С 1573 - основной оппонент протестантизма в Беларуси и Литве. Преподавал в основанных им иезуитских коллегиумах в Полоцке и Вильне. Написал несколько сочинений апологетического характера об унии, привлекая религиозные, моральные и политические аргументы в ее пользу. Основные работы. "О единст..

Скепсис

(от греч. Skepesthai смотреть на все выискивающим взглядом) – наблюдение, характеризующееся сомнением, сомнение. Скептик – сомневающийся человек, сторонник скептицизма. Скептический – сомневающийся, полный сомнений.. ..

Скептицизм

— (1) — античный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. До н.э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит. "глаза и уши — фальшивые свидетели". Демокрит. "результаты ощущений темны", "это просто мнение, а не истинно существующее". Софисты с их субъективизмом и т.п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С., заявляя, ч..

Дополнительный поиск Скворцов Иван Михайлович Скворцов Иван Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скворцов Иван Михайлович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скворцов Иван Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа