Смысл Истории

139

Одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции. Цель - как истории, так и любой человеческой деятельности - представляет собой одну из разновидностей ценностей. С.и. Означает, т.о., направленность ее на какие-то ценности.Выделяют четыре основные позиции в решении вопроса о С.и.:1) история наделена объективным смыслом, поскольку она является средством для достижения определенных ценностей (таких, как, скажем, свобода, всестороннее развитие человека, его благополучие и т.п.), реализация которых хотя и является итогом исторического развития, но не зависит от планов отдельных людей и их групп, от их понимания истории и от их сознательной деятельности.

2) у истории объективно есть смысл, т.к. Она является ценной сама по себе, в каждый момент ее существования, причем эта внутренняя ценность совершенно на зависит от людей и их групп, которые могут как понимать смысл и ценность истории, так и не понимать их. 3) история имеет субъективный смысл как средство достижения тех идеалов, которые вырабатывает само человечество и которые оно стремится постепенно воплотить в жизнь в ходе своей деятельности. 4) у истории есть субъективный смысл, поскольку она позитивно ценна сама по себе, и эта ее ценность придается ей не извне, а самими людьми, живущими в истории, делающими ее и получающими удовлетворение от самого процесса жизни.О первых двух позициях можно сказать, что история наделена смыслом, независимым ни от человека, ни от человечества в целом.

Ход истории предопределен, ее ценность в качестве средства или самой по себе существует независимо от к.-л. Планов или действий людей. Согласно двум последним позициям, сам человек придает истории смысл, делая ее средством достижения каких-то своих идеалов или считая ценностью сам по себе процесс исторического существования. Первые две позиции характерны для сторонников коллективистических (закрытых) обществ, полагающих, что история реализует определенное предназначение. Позиции, усматривающие в истории субъективный, задаваемый самими людьми смысл, разделяются обычно сторонниками индивидуалистических (открытых) обществ, исходящими из идеи самоконституирующегося человечества (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество).Хорошими примерами первой позиции в вопросе о С.и.

Служат религиозные концепции истории. Так, иудеи, исходя из своего понимания призванности, отраженного в книгах пророков, усматривали объективный С.и. В установлении господства Яхве над всеми народами. Человек может пытаться способствовать этому процессу или, напротив, препятствовать ему - от этого ничего не зависит. История, написанная в соответствии с христианскими принципами, также является провиденциальной и апокалиптической. Она приписывает исторические события не мудрости людей, но действиям Бога, определившего не только основное направление, но и все детали человеческой деятельности. В философии истории Г.В.Ф. Гегеля, являющейся модификацией христианской философии истории, история рассматривается как целеполагающее и смыслообразующее поступательное движение.

"Мир не предоставлен случаю и внешним случайным причинам, но управляется провидением" (Гегель). Ход и развитие мировой истории раскрываются как "разумный прогресс в сознании свободы". Знающая саму себя свобода способна самостоятельно стать действительным миром свободы. Объективный смысл придает истории и К. Маркс. Целью и тем самым смыслом истории является будущее "царство свободы", для достижения которого необходимо уничтожение частной собственности и создание бесклассового общества.Вторая из указанных позиций в вопросе о С.и. Видит цель истории не в будущем, а в самой длящейся истории, и вместе с тем полагает, что внутренняя ценность придается истории не человеком, а присуща ей независимо от него. Эта позиция является редкой, поскольку она плохо приложима к реальной истории, переполненной угнетением, войнами и насилием.

Можно отметить, что для Маркса объективную внутреннюю ценность имеет не только жизнь в постистории, при коммунизме, но и жизнь в реальной истории, однако только при условии, что эта жизнь сознательно посвящена борьбе за высокие коммунистические идеалы, т.е. Идет по линии действия законов истории и согласуется с ее конечной целью.Согласно третьему из возможных ответов на вопрос о С.и., история имеет инструментальную цель и является средством достижения тех идеалов, которые вырабатывает сам человек. Эти идеалы могут быть коллективистическими (построение некоего совершенного общества, способного безоблачно существовать тысячелетия), или индивидуалистическими (последовательное и постепенное усовершенствование имеющегося общества), или промежуточными между открытым коллективизмом и ясно выраженным индивидуализмом.

В частности, К. Ясперс в числе тех субъективных внешних ценностей, или целей, которые чаще всего выдвигаются индивидуалистическим обществом в качестве основных ориентиров своей деятельности, называет. Цивилизацию и гуманизацию человека. Свободу и сознание свободы. Величие человека. Открытие бытия в человеке и др. Все эти цели историчны. Они "могут быть достигнуты в каждую эпоху, и действительно - в определенных границах - достигаются. Постоянно теряясь и будучи потерянными, они обретаются вновь. Каждое поколение осуществляет их на свой манер" (Ясперс). Субъективный смысл придает истории К. Поппер. "Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл". Поппер отбрасывает старую, коллективистическую по своей сути идею о том, что высший суд - это суд истории.

Высшим судьей своей жизни и своей истории является сам человек, поскольку именно он своей деятельностью, направленной на реализацию определенных идеалов, делает историю оправданной или неоправданной.В основе представления об истории как средстве реализации идеалов, выработанных самим человеком, лежит идея самосоздающегося человечества, будущее которого определяется им самим, а не божественной волей или непреложными законами истории. Человечество, подобно Богу в еретической мистике, должно совершить парадоксальное действие. Опираясь на свои собственные, ограниченные (в отличие от божественных) силы, оно должно возвыситься над самим собой.Согласно четвертой позиции в вопросе о С.и., история является позитивно ценной сама по себе, как текущий ход событий, приносящий удовлетворение тем, кому выпала удача жить и быть погруженным в него.

Этот смысл можно назвать автаркическим (от греч. Autarkeia - самоудовлетворение) и передать словами. "История ради истории". История оказывается самоосмысленной в том же самом значении, в каком самоосмысленны индивидуальная жизнь, познание, любовь и иные "практические" действия. Автаркический смысл истории получил свое классическое выражение в др.-греч. Мышлении. С т.зр. Последнего, история движется по кругу, постоянно возвращаясь к своему исходному пункту, она не имеет никакой, находящейся в конце ее или вне ее цели. В моменты триумфа народов и гос-в им следует думать о возможных ударах судьбы. "Чем больше обдумываю я события старого и нового времени, тем больше видится мне во всех делах и свершениях слепота и ненадежность всех человеческих дел" (Тацит).

Поскольку будущее случайно и не может придать смысл настоящему, история имеет ценность лишь сама по себе, в самом непосредственном ее течении.Гегель Г.В.Ф. Собр. Соч. М., 1935. Т. VIII. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1991. Т. 1-2. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Философия истории. Антология. М., 1995. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Смысл

Внутреннее содержание, значение ч.-л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части. Предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, который обозначается данным выражением.Вместе с тем каждое выражение несет в себе мысленное содержание, которое и называют С. Понять некоторое выражение - значит усвоить его С. Если С. Усвоен, то мы знаем, ..

Смысл И Значение

— понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи "знак — означаемое" в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. Языкового выражения (предметным 3.) называют его денотат, т.е. Тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. Же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимани..

Смысловое Содержание

Содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи. Смысловое содержание предполагает наличие «акта, сообщающего смысл», благодаря которому человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосмосом. Акт, сообщающий вещи смысл, придает вещи и некую ценность. Поэтому качество смыслового содержания зависит от индивидуальных особенностей в данной иерархии ценностей (см. Этика). Кроме того, смысл, который может сообщатьс..

Смэтс, Ян Христиан

– см. Холизм.. ..

Дополнительный поиск Смысл Истории Смысл Истории

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смысл Истории" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смысл Истории, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа