Сорокин Питирим Александрович

108

(1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя С. Считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве С. Рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 - с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хре-новскую церковно-учительскую школу. В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Ки-нешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.). По освобождению решил продолжить образование. В 1909 С. Поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии Е.В. Де-Роберти и Ковалевским.

Через год С. Переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражитского. Главным достижением этого периода творчества С. Становится его монографическая работа "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 С. Получил звание приват-доцента Петербургского университета. Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма, идеи которого пронизывают почти все его работы. Февральская революция застала С. "посреди дел". Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты.

За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов. В 1918 опять арестован, но уже новым, большевистским правительством. В 1920 С. Избирается руководителем кафедры социологии при факультете об-ществознания Петроградского университета. Предлагает конструирование новой дисциплины - "родиноведения" - призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах "Система социологии" (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и С. Вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала С.

Жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни. Творчество С. Принято делить на два периода. Русский и американский. Его основные работы. Русского периода - "Преступление и кара, подвиг и награда". "Система социологии". Американского - "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928), "Систематическая антология сельской социологии" (1930-1932), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947) и мн. Др. Изначально в своем творчестве С. Исходил из позитивистско-бихевиорист-ских оснований. Он считал, что если любое взаимодействие обладает психическим характером, то оно суть социальное явление.

Но по мнению С, социолог имеет дело только с внешней стороной социального явления, т.е. С символической, и поэтому в попытке генерализации он неизбежно приходит к утверждению трех основных форм актов. "дозволенно-должные", "рекомендуемые" ("сверхнормальная роскошь"), "запрещенные". Каждая форма существует в связке с соотносимой с ней санкцией. Вся социальная жизнь - нескончаемая цепь акций-реакций, а их взаимодействие - суть исторического процесса. В своей книге "Система социологии" С. Предлагает пять принципов построения социологии. (1) социология может и должна быть построена по принципу естественных наук. (2) социология должна отказаться от какого-либо нормативизма. (3) она должна изучать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке.

(4) социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования. (5) социология является изначально плюралистической дисциплиной. Коль скоро социология изучает взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этого взаимодействия. Теоретическая социология по С. Изучает взаимодействие с т. Зр. Сущего и включает в себя три раздела. Социальная аналитика (структура социального взаимодействия). Социальная механика (социальное поведение и природа, механизмы социальной циркуляции). Социальная генетика (основные тенденции развития общества). Практическая социология изучает взаимодействие с т. Зр. Должного и должна давать рецепты для улучшения социальной реальности. Элементами взаимодействия являются.

Индивиды, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Индивидам, которые взаимодействуют в социальной реальности, присуще наличие потребности и способность реагировать на стимулы. Акты - выражение внутренних переживаний одних индивидов и стимул, раздражитель для реакций других индивидов. Проводники это то, через что передаются раздражения актов от одного индивида к другому, т.е. По сути, это социальная среда, в которой действуют индивиды (культура). Проводники бывают. Физические и символические. Взаимодействие может выступать как антагонистическое или со-лидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. Классическим трудом в области социальной мобильности и стратификации явилась работа С.

"Социальная мобильность". Термин "социальная мобильность" был впервые введен С. И определяется как естественное и нормальное состояние общества. Подразумевает не только социальные перемещения индивидов и групп, но и социальных объектов (ценности), т.е. Всего того, что создано и модифицировано в процессе человеческой деятельности. Мобильность бывает горизонтальная и вертикальная. В рамках вертикальной мобильности различают нисходящую и восходящую, т.е. Социальный подъем и социальный спуск. Все люди в обществе взаимодействуют под влиянием целого комплекса факторов. Бессознательных, биосознательных, социосознатель-ных регуляторов. Общество продуцирует нормы, ценности, значения, циркулирующие между социосознательными "эго" - конструирующими общество индивидами.

Общество понимается только через эту систему ценностей, норм, значений, присущую только ему. Система эта - культурное единовременное качество. С помощью эмпирических исследований культурных качеств (значений, норм, ценностей) можно выделить близкие, культурные похожие образцы - виды деятельности, мысли, творчество и т.п., но сами эти образцы могут закрепиться в схемах взаимодействий лишь потому, что они являются продуктами логико-значимых культурных систем. Они (культурные системы) формируются под воздействием "двойственной" природы человека - существа мыслящего и существа чувствующего. Если основной акцент делается на чувственной стороне человеческой природы, то детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если же на воображении и разуме - нечувственный.

При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются идеалистические культуры. С помощью выработанных в античности ценностных классов. Когнитивной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро), конституирующей все остальные ценности в единое целое Пользы, можно объяснить любую социально значимую человеческую активность. Культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу этим четырем классам ценностей. Дескриптивный анализ должен быть подчинен исходному примату культурных ценностей, даже в таких аспектах социального бытия, где отсутствует прямое восхождение к культурно-ценностным системам.

В силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса, что в пределах заданных констант физических условий (климат, географическое положение и т.п.), важнейшим фактором социокультурных изменений становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы. Здесь философия истории и социология становятся тождественными, т.к. Изучают проблемы генезиса, эволюции, кризиса систем, выясняют, когда и почему происходят те или иные социокультурные изменения. Словом, центральным понятием в теории С. Можно считать "ценность". Современное ему состояние культуры С. Считал кризисным. Нынешняя "чувственная" культура обречена на закат, поскольку именно она виновна в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции.Н.В.

Александрович.

Значения в других словарях
Сорокин Питирим Александрович

Сорокин (Sorokin) Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, ‒ 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь Л. Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 а эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930‒64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардс..

Сорокин Питирим Александрович

СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров. С 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной "иде..

Сорокин Питирим Александрович

(23.1.1889, с. Турья, Яренского у., Вологодской губ. - 10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США) - социолог. Родился в семье обрусевшей зырянки (коми) и русского - золотых и серебряных дел мастера, зарабатывавшего ремонтом и изготовлением церковной утвари. В возрасте менее 3 лет С. Лишился матери. Отец рано начал приучать сыновей к своему ремеслу. Жизнь в окружении девственной природы, общение с людьми, работа в храмах оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и характера С., зало..

Сорокин Питирим Александрович

(29 января 1889, село Турья Яренского уезда Вологодской губернии, – 11 февраля 1968, штат Массачусетс, США). Родился в семье ремесленника, церковного реставратора. Эсер (с 1905). В 1906 в Кинешме был арестован, в 1907 освобождён. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии в Великом Устюге (1909), поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Стал секретарём социолога М.М. Ковалевского. В 1910 перешёл на юридический факультет Петербургского университета, ученик правоведа Л.И. Петражицко..

Сорель (Sorel) Жорж

(род. 2 нояб. 1847 – ум. 30 авг. 1922) – франц. Философ-эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную культуру. Затем выступил с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы в истории. Революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Осн. Произв. «Les illusions du progres», 1908. «Reflexions sur la viol..

Сорит

(от греч. Sorites – кучеобразный) – сложный силлогизм (см. Умозаключение), в котором промежуточные заключения, находящиеся между первой посылкой и заключительным выводом, опускаются, не повторяясь каждый раз вновь, как новые промежуточные посылки. Первый пример. Собака – хищное животное. Следовательно, она питается мясом. Следовательно, длина кишок у нее невелика. Такой полисиллогизм, в котором опущены все большие посылки, называется аристотелевским соритом. Второй пример. Собака (иногда) сенбер..

Сословие

Понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. Являлись центральным элементом моделей социальной стратификации обществ доиндустриального типа, атрибутом которых правомерно полагать иерархию определенной совокупности С, базирующуюся на неравенстве их экономического и политического положения, качественно различающихся привилегиях, а также их не одинаковом пра..

Соссюр (Saussure) Фердинанд Де

(1857— 1913) — швейцарский лингвист, выдвинувший базисные положения в области теории языка, оказавшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 в. В работах С. (см. "Курс общей лингвистики", 1916) были творчески осмыслены некоторые теоретические установки французской социологической школы (Дюркгейм и др.) и классической политической экономии. Философский фон ряда кардинальных лингвистических нововведений С. (дихотомии язык/речь, концепции знака как единства означаемого и означающего, выд..

Дополнительный поиск Сорокин Питирим Александрович Сорокин Питирим Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сорокин Питирим Александрович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сорокин Питирим Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 29 символа