Социалистический Реализм

155

Художественный стиль, почти безраздельно господствовавший в искусстве устойчивого коммунистического (социалистического) общества. Искусство С.р. Должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы определяют не только содержание произведений искусства, но и их форму. "Литература и искусство социалистического реализма, - констатирует "Литературный энциклопедический словарь" (1987), - создали новый образ положительного героя - борца, строителя, руководителя. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма. Герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери".Термин "С.р." появился в советской печати в 1932 как попытка конкретизировать отстаиваемую представителями "Ассоциации пролетарских писателей" идею перестроить литературу на основе "диалектико-материалистического творческого метода".

Принцип С.р. Был провозглашен М. Горьким и поддержан Сталиным. "Социалистический реализм, - говорил Горький на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), - утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле".Примерно в это же время в нацистской Германии начал утверждаться художественный стиль, в сущности аналогичный С.р. ("изображение действительности в ее революционном развитии"), но ориентированный не на построение коммунизма, а на создание чисто арийского гос-ва ("тысячелетнего рейха"), эксплуатирующего покоренные им народы.

Сталин и Гитлер понимали несомненную значимость выступлений деятелей литературы и искусства в поддержку их режимов. Оба диктатора сознавали также, что эффект подобных выступлений заметно усилится, если люди искусства будут объединены в соответствующие организации, действующие якобы на основе принципа добровольности и руководствующиеся в своем творчестве идеей построения "нового общества". В мае 1933 Геббельс прямо заявил, что в соответствии с требованиями нового режима "все события культурной жизни должны быть связаны с осознанной политико-идеологической пропагандой", а все, что связано с "еврейско-либеральным направлением. Должно быть вырвано с корнем".Принцип "Искусство должно быть понятным народу" был основным мотивом борьбы тоталитарных обществ с модернистским искусством, во многом ориентировавшимся на избранных.

Искусство понятно самой широкой аудитории, только если оно предметно, реалистично. Отсюда необходимость в С.р., т.е. В реалистическом искусстве, отображающем мир в свете социалистических идеалов, и в "национал- социалистическом реализме", представляющем настоящее с позиции национал- социалистических идеалов. Телеологический реализм тоталитарного искусства являлся параллелью филос. Реализму тоталитарного общества, систематизирующему естественную филос. Установку обычного человека с учетом той глобальной цели, которая стоит перед таким обществом (см. Диалектический материализм).Писательница Т.Н. Толстая характеризует С.р. Как "восхваление начальства в доступных ему формах". О произведениях, написанных в духе С.р., действительно можно говорить как о "восхвалении начальства", т.е.

Правящей коммунистической партии и в особенности ее ядра - бюрократии коммунистического общества, его номенклатуры. Однако "начальство" превозносится в этих произведениях в формах, доступных не только ему, но и самым широким массам.Центральным действующим лицом произведений С.р. Является т.н. Простой советский человек. Такой человек, не обремененный особыми познаниями, но интуитивно схватывающий глубинную, классовую суть всего, агрессивный в отстаивании своих взглядов, не был выдумкой деятелей советского искусства. Он существовал реально и являлся прообразом того "нового человека", которого намеревался создать со временем коммунистический режим. "Большевики хотели, чтобы инвалид Гаврилыч стал Бетховеным. Главная их гнусность в том, что они убедили Гаврилыча, он еще и сегодня считает себя Бетховеным и поэтому страдает в новом мире рок-музыки" (Б.

Парамонов). Т.о., не только пропагандой, но и искусством коммунистического общества постоянно превозносился образ "простого человека", интуитивно чувствующего "правду жизни" и находящего правильные решения в тех ситуациях, в которых пасуют даже изощренные умы. О "простом советском человеке" слагались песни, он был непременным героем всех производственных романов. В Средние века, когда тоже восхвалялась "святая простота", превосходящая ученую мудрость, рассказы о простаках нередко окрашивались юмором. "Простой человек" как один из основных героев советской литературы трактовался, однако, вполне серьезно. Кумир советской молодежи в течение многих десятилетий Павка Корчагин был совершенно необразованным человеком.

Но у него острое революционное чутье, дававшее ему несомненное, как казалось, право учить жить так, чтобы "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Советские школьники заучивали его монолог о скорейшем революционном освобождении человечества наизусть и запоминали на всю жизнь. В 1970-е гг. Писатель Вен. Ерофеев с иронией писал в записной книжке о "нашем простом советском сверхчеловеке".Споры о приемлемости метода С.р., робко начавшиеся в 1960-е гг., затихли, не получив развития, в начале 1990-х, когда окрепло сомнение в том, что коммунизм - это действительно положительный конец человеческой истории и что стандартный герой советского искусства, борющийся за воплощение коммунистических идеалов и представляющий собой однобокую, аскетичную и лишенную подлинной душевной глубины личность, на самом деле может оцениваться как положительный герой.С.р.

Господствовал в советском искусстве с начала 1930-х до конца 1950-х гг. В дальнейшем, по мере растущего разложения советского коммунизма понятия "советское искусство" и "искусство С.р." начинают все более расходиться. Несмотря на идеологическое давление, все чаще появляются произведения, не только не вполне отвечающие методу С.р., но и прямо не считающиеся с ним. Характерными примерами могут служить произведения лауреатов Нобелевской премии по литературе Б. Пастернака и А. Солженицына, фильмы Г. Чухрая "Баллада о солдате" и "Чистое небо", новая проза о Великой Отечественной войне и др. Советское искусство кон. 1970-1980-х гг. Во многом уже свободно от идеи воплощения требований С.р., хотя явного отказа от самого принципа С.р.

Не происходит.Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975. Горький М. О литературе. М., 1980. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Буллок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1994. Ржевская Е. Геббельс. М., 1994. Ерофеев В.В. Из записных книжек // Он же. Оставьте мою душу в покое. Почти все. М., 1995. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997. Парамонов Б. Конец стиля. М., 1997.И.П. Никитина.

Значения в других словарях
Социалистический реализм

художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства С. Р. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движе..

Социалистический Реализм

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. Для обозначения "основного метода" литературы, искусства и критики, который "требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии", сочетающегося "с задачей воспитания трудящихся в духе социализма" ("Устав Союза писателей СССР", 1934). Эстетическое понятие "реализм" было соединено с определением "социалистический", что на прак..

Социалистический Реализм

Термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. Для обозначения "основного метода" литературы, искусства и критики, который "требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии", сочетающегося "с задачей воспитания трудящихся в духе социализма" ("Устав Союза писателей СССР", 1934). Эстетическое понятие "реализм" было соединено с определением "социалистический", что на практике вело к подчинению лите..

Социалистический реализм

- официально признанный в Советском Союзе и в других социалистических странах творческий метод в литературе и искусстве, утвердившийся в конце 20-х годов XX в. С. Р. Отражал процесс переустройства мира в духе коммунистического идеала и с позиций марксистко-ленинской идеологии и преобладал в советской литературе до середины 80-х гг. Основными требованиями к произведению С. Р. Были. Жизнеутверждающий пафос, народность, постановка и решение задач воспитания народных масс в духе социалистического гу..

Социалистический реализм

        творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественные структурные принципы искусства социалистического реализма. Его возникновение связано с распространением социалистических идей и развитием во многих странах революционного..

Социалистический реализм

Творческий метод, основанный на правдивом, исторически конкретном художеств. Отражении действительности в её революц. Развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художеств. Культуры и прежде всего реалистич. Иcк-ва, С. Р. Выступает как его новый, высший историч. Этап, проявляется в нац. Своеобразных формах. С. Р. - явление международное, однако особая роль в его формировании принадлежит рус. Лит-ре и прежде всего творчеству М. Горького. Это обусловлено всемирно-историч. Значением революц. Дви..

Социалистический Реализм

- творческий метод литературы и искусства, официально одобренный советским руководством в СССР и других странах социалистической ориентации, суть которого — выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических (коммунистических)идеалов. Сложился первоначально в начале XX в. В творчестве М. Горького, сам термин появился в 1932 г. Идейные принципы С. Р. — народность, партийность и гуманизм. О значениях самого понятия на протяжении всех лет его ..

Социализация

(лат. Socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С. Изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема С. Конституируется на стыке философии культуры и философии детства. С. Как философская проблема имеет смысл то..

Социализм

(от лат. Socialis - общественный, фр. Socialisme) - социальный строй, ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующий для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Теории, обосновывающие возможность или даже необходимость построения такого общества. С. Является радикальным коллективизмом индустриальной эпохи, история которой разворачивается между двумя крайними..

Социальная Группа

Любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. Воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. Внешние отличительные признаки С.Г. 1) статика существования С.Г. Проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме. 2) С.Г. Характеризуется определенным набором социальных норм, институцио..

Социальная Дистанция

(лат. Distantia - расстояние) - понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой - как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий. Термин был введен в формальной социологии Зиммелем и лег в основу концепции Визе, определявшем через степень С.Д. Между индивидом и надиндивидуальными социальными образованиями различия масс, коллективов и групп. Ак..

Дополнительный поиск Социалистический Реализм Социалистический Реализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Социалистический Реализм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социалистический Реализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа