Социальная Тенденция
Достаточно устойчивая линия развития группы взаимосвязанных социальных явлений. Понятие "С.т." является одним из основных в методологии социальных и гуманитарных наук. Его роль во многом аналогична той, какую в методологии естественных наук играет понятие закона науки. Особенно существенное значение имеет исследование С.т. В истории и тех подобных ей науках, для которых понятие научного закона является инородным. Примерами С.т. Могут служить тенденция роста численности человечества, остающаяся устойчивой в течение многих веков, тенденция технического прогресса, распространяющаяся на три последних столетия, и т.п. С.т. Могут быть универсальными, охватывающими все человечество, или локальными, касающимися только отдельных регионов или групп стран, отдельных социальных групп и т.д.Идея существования особых законов, которым подчиняется историческое развитие, начала утверждаться в эпоху Просвещения.
Номологическое, опирающееся на универсальный закон объяснение исторических событий противопоставлялось характерному для средневековых концепций телеологическому их объяснению. Идея о том, что задача науки истории (и более широко - науки об обществе) заключается в том, чтобы открыть законы исторического развития, высказывалась О. Контом, К. Марксом, Дж.С. Миллем, В. Вундтом, Г. Зиммелем, М. Вебером и др. Однако уже в Нач. 20 в. Число сторонников идеи стало заметно уменьшаться. Во многом этому способствовало то, что положения, предлагавшиеся в качестве законов истории, оказывались на поверку идеализациями, не приложимыми к реальному обществу (Маркс и др.), или не имели сколь-нибудь ясного содержания (Вундт, К. Брейзиг, Н.Я.
Данилевский и др.). "Согласно закону социальных равнодействующих, - утверждал, напр., Вундт, - каждое данное состояние в общем всегда сводится к одновременно имеющимся слагаемым, которые соединяются в нем для единого совместного действия". Трудно сказать, что означает данный "закон" и какое вообще отношение он имеет к истории.Позиция, согласно которой история представляет собой смену уникальных и единичных явлений и в ней нет прямого повторения одного и того же и потому нет законов, начала складываться в кон. 19 - нач. 20 в. (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, В.Дильтей, Б. Кроче и др.), но утвердилась только во втор. Пол. 20 в. "Если мы постигаем в истории общие законы, то собственно история остается вне нашего познания.
Ибо история в своем индивидуальном облике всегда неповторима" (К. Ясперс). Рассмотрение истории по аналогии с процессами, происходящими в природе, является, по Ясперсу, простым следствием нашей привычки мыслить в категориях мира природы. "...В конечном счете, уникальное и необратимое становление, - пишет об истории Р. Арон, - по своему определению не несет в себе закона, поскольку оно не воспроизводится..."Вместо термина "Ст.", использующегося П.А. Сорокиным, Ясперсом и др., К. Манхейм вводит термин "principia media". "промежуточные принципы" - это "в конечном счете универсальные силы, действующие в конкретных условиях, они составляются из разнообразных факторов, наличествующих в данном месте и в данное время, и представляют собой особую комбинацию обстоятельств, которая может никогда больше не повториться".То, что историки интересуются единичными явлениями, а не законами или обобщениями, совместимо с научным методом, в частности с принципом причинности ("Все имеет причину, и ничто не происходит без предшествующей причины").
Но если в естественных науках причинные объяснения служат средством проверки универсальных законов, то в истории они используются для объяснения единичных событий.Выявление причинных зависимостей между историческими событиями и обнаружение складывающихся в определенный период в определенном обществе тенденций развития, прослеживание линий развития его структур, ин-тов, идей и т.д. - основные задачи науки истории. С.т. Не являются законами истории, хотя внешне и напоминают последние. Научный закон представляет собой универсальное утверждение, его общая форма. "Для всякого объекта верно, что если этот объект имеет свойство А, то он имеет также свойство 5". Высказывание о С.т. Является не универсальным, а экзистенциальным.
Оно говорит о существовании в определенное время и в определенном месте некоторого направленного изменения. Если закон действует всегда и везде, то С.т. Складывается в конкретное время и срок ее существования ограничен. Напр., долговременная С.т. Роста численности человечества может при неблагоприятных условиях измениться за считанные десятилетия, результаты технического прогресса могут быть утрачены в течение жизни одного поколения и т.п. Тенденция, отчетливо проявившаяся в одну эпоху, может совершенно отсутствовать в др. Эпоху. Антич. Философы говорили, к примеру, о ясном направлении смены форм правления. От демократии к аристократии и затем к тирании. Но сегодня такой С.т. Уже нет. Некоторые демократии длятся, не вырождаясь, др.
Сразу же переходят к тирании и т.д.Одной из типичных ошибок, касающихся тенденций исторического развития, является распространение С.т., кажущихся устойчивыми в настоящем, на прошлое или на будущее. Так, в нач. 1960-х пг. Сорокин выделил "три главные тенденции нашего времени". Перемещение творческого лидерства человечества из Европы в Америку, Азию и Африку. Распад чувственной (материалистической) культуры и переход к идеационной (религиозной) культуре. Сближение капиталистического и коммунистического порядков и образов жизни и формирование более совершенного, чем капитализм и коммунизм, интегрального строя. Уже сейчас можно сказать, что первая тенденция реализуется только частично, а два др. Предсказания оказались ошибочными.Арон Р.
Введение в философию истории. М., 1988. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. Он же. Нищета историцизма. М., 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Брейзиг К. Законы мировой истории // Философия истории. Антология. М., 1995. Вундт В. Социальные законы // Там же. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000. Mannheim К. Man and Society in the Age of Reconstruction. New York, 1967.А.A. Ивин.
Дополнительный поиск Социальная Тенденция
На нашем сайте Вы найдете значение "Социальная Тенденция" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социальная Тенденция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 20 символа