Страхов Николай Николаевич

112

(1828-1896) - философ, публицист, литературный критик. Учился на физико-математическом отделении Петербургского ун-та, затем в Главном педагогическом ин-те. В течение десяти лет преподавал естественные науки в Одессе и Петербурге. В нач. 1860-х гг. Сотрудничал в жур. "Время", "Эпоха" и "Заря". Идейными источниками филос. Взглядов С. Послужили философия Г.В.Ф. Гегеля и естественные науки.В своем главном филос. Произведении "Мир как целое" (1872), которое было практически не замечено современниками, С. Обстоятельно развивал идеи органичности и иерархичности мира, отмечал, что единство мира обусловлено одухотворением природы, а истинная сущность вещей состоит в различных степенях воплощающегося в них духа. В человеке С. Усматривал "центральный узел мироздания".

Религиозный идеализм он обосновывал, вопреки господствующим тенденциям, данными естествознания.С. Различал три вида познавательной деятельности. Чувственную (эмпирическую), рассудочную (рациональную) и разумную (идеальную). Материализм истинен лишь в границах чувственного познания единичных явлений. Ограниченность субъективного идеализма заключается в отрицании достоверности показаний чувств, что ведет к крайностям солипсизма. Снятие односторонностей материализма и идеализма происходит на рассудочной ступени познания путем постижения общего и существенного в вещах и познании. Благодаря предустановленной гармонии априорные рациональные понятия соответствуют реальным законам вещей, что указывает на наличие одной внешней Причины, установившей порядок вещей и порядок в идеальных понятиях.

Разумное познание, открывая безусловное бытие, завершает познание.Главный объект филос. Полемики С. - западноевропейский рационализм с его панрассудочностью и преклонением перед выводами естественных наук, способствующих утверждению в зап. Культуре материализма и утилитаризма.Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1894. Борьба с Западом в русской литературе. Кн. 1 -2. Киев, 1897. Никольский Б.В. Н.Н. Страхов. СПб., 1896. Gerstein L. Nikolai Strahov. Cambridge (Mass.), 1971..

Значения в других словарях
Страхов Николай Николаевич

Страхов Николай Николаевич [16 (28).10.1828, Белгород, ‒ 24.1(5.2).1896, Петербург], русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1890). Окончил естественно-математическое отделение Главного педагогического института (1851). Защитил магистерскую диссертацию по зоологии (1857). Сотрудничал в журнале «Время» и «Эпоха» (1861‒64), «Библиотека для чтения», «Русский вестник», был издателем журнала «Заря» (1869‒72). Служил в Петербургской публичной библиотеке (1..

Страхов Николай Николаевич

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-96) - российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). В книгах "Мир как целое" (1872), "О вечных истинах" (1887), "Философские очерки" (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм. В публицистике разделял идеи почвенничества. Статьи о Л. Н. Толстом (в т. Ч. О "Войне и мире"). Первый биограф Ф. М. Достоевского.. ..

Страхов Николай Николаевич

(1828-1896), русский философ, литературный критик. Родился 16 октября 1828 в Белгороде Курской губернии в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, а затем в Петербурге. В 1861 началась публицистическая деятельность Степуна. Он сотрудничал с Ф.М.Достоевским, был близким другом Л.Н.Толстого, который оказал на него большое влияние. В 1870-е годы работал в Ученом комитете при министерстве народного просвещения. Умер Страхов в Пете..

Страхов Николай Николаевич

(16.10.1828 - 24.01.1896), русский философ, публицист, литературный критик. Один из идеологов почвенничества. Первый биограф Ф.М. Достоевского. Автор книги "Мир как целое" (1872), "О вечных истинах" (1887), "Философские очерки" (1895) и ряда статей о Л.Н. Толстом.. ..

Стратон

(ум. 270 до Р. X.) – древнегреч. Философ и естествоиспытатель из Лампсака, с 287 – руководитель школы перипатетиков, преобразовал мировоззрение Аристотеля в натуралистический пантеизм. Божественное, по Стратону, есть сама природа, действующая бессознательно и без цели. Психические процессы связаны с деятельностью тела, вне которого нет никакого духа.. ..

Страх

Один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение С. Играет важную роль в психологии, философии, теологии. Религия, отмечает П.А. Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. "Господи, всели в мя корень благих, страх твой, в сердце мое" (Иоанн Златоуст). В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог - великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Божьим. С. - начало премуд..

Стремление К Значимости

Согласно психологии, часто вырождающееся в болезнь стремление быть признанным другими как личность или утвердить свое Я по отношению к другим.. ..

Стресс

В психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные силы недостаточны, результатом может оказаться психосоматическое или иное психическое отклонение. Стресс неразрывно связан с процессом жизнедеятельности и представляет собой сложный феномен современного технологического общества. Нет сомнения в том, что сп..

Дополнительный поиск Страхов Николай Николаевич Страхов Николай Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Страхов Николай Николаевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Страхов Николай Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 26 символа