Структура Научных Революций
Книга амер. Философа и историка науки Т. Куна, опубликованная в 1962 и оказавшая глубокое влияние на философию науки втор. Пол. 20 в. До кон. 1950-х гг. В философии науки господствовало представление о науке и ее развитии, выработанное логическим позитивизмом. Опубликованный в 1959 труд К. Поппера "Логика научного открытия" и книга Куна нанесли этому представлению смертельный удар. В этих работах наука предстала в новом свете, ее структура и развитие были описаны в новых понятиях, была подчеркнута роль истории в философско-методологических построениях и т.д. Можно сказать, что после выхода этих книг изменились практически вся проблематика и концептуальный аппарат философии науки.Развитие науки Кун рассматривает не как процесс плавного постепенного накопления истинного знания, а как периодическую смену парадигм - концептуальных схем, в определенный период времени направляющих научное исследование.
Развитие науки в рамках определенной парадигмы Кун называет "нормальным периодом". Именно в этот период происходят открытие и объяснение новых фактов, формулируются и уточняются законы, короче говоря, идет накопление знания. Однако с течением времени в парадигме накапливается все больше "аномальных" фактов - тех фактов, которые она не может объяснить, несмотря на все усилия ее сторонников. В конце концов это приводит к кризису в науке. Многие ученые перестают видеть в существующей парадигме эффективное средство научного исследования и начинают искать новые теоретические основоположения. Научное сообщество распадается на несколько школ, одни из которых продолжают держаться за старую парадигму и ее методы исследования, а др.
Пытаются найти новые идеи и опереться на них. Кризис завершается сменой парадигм - научной революцией. Одна из предложенных теорий завоевывает все больше сторонников и вытесняет старую парадигму, занимая ее место и объединяя ученых в единое научное сообщество. Старая парадигма отбрасывается целиком со всеми ее достижениями - теоретическими принципами, методами исследования и накопленными фактами. С утверждением новой парадигмы развитие науки начинается как бы заново. Старая и новая парадигмы несоизмеримы. Их сторонники говорят на разных языках, пользуются разными методами исследования, получают разные факты, и нет никакой общей основы, которая позволила бы сравнить и оценить достижения и недостатки каждой из конкурирующих парадигм.
Т.о., развитие науки приобретает прерывный характер. Периоды плавного кумулятивного развития сменяются революционными катастрофами и отказом от всего ранее накопленного знания. Это одна из первых моделей некумулятивного развития науки.Схема развития науки, предложенная в книге Куна, была иллюстрирована многочисленными примерами из истории науки и выглядела убедительно. Под влиянием этой книги философы науки обратились к более тщательному и глубокому изучению реальной истории научного познания. И хотя схема Куна, как вскоре выяснилось, оказалась вовсе не универсальной и порой неадекватной даже в тех областях, на которые опирался в своих построениях сам Кун, его работа в значительной мере содействовала изменению филос.
Представлений о структуре и развитии научного знания и постановке новых интересных проблем в области адекватного понимания этого развития.Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1975. Никифоров A.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998.А.Л. Никифоров.
Дополнительный поиск Структура Научных Революций
На нашем сайте Вы найдете значение "Структура Научных Революций" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Структура Научных Революций, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 27 символа