Субъективность

195

Зависимость суждений, мнений, представлений и т.п. От субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. (противоположность - объективность). Под субъектом может пониматься не только индивид, но и группа лиц, общество, культура, цивилизация или даже человечество в целом. С. Была характерна, напр., для распространенной когда-то уверенности в силе магических заклинаний и действий, в бессмертии человеческой души и т.п. Субъективным являлось и господствовавшее в недавнем прошлом в некоторых обществах убеждение в возможности построения в обозримом будущем общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей.Можно выделить разные уровни С. Зависимость от личных, индивидуальных пристрастий.

Зависимость от групповых пристрастий (напр., зависимость от предубеждений, разделяемых в определенное время научным сообществом). Зависимость от пристрастий общества в целом. Зависимость от односторонности и пристрастности культуры или даже эпохи.Каждая историческая эпоха вырабатывает собственный стиль мышления, в силу чего она смотрит на мир своими глазами, пользуется своей специфической системой мыслительных координат. Воздействие стиля мышления сказывается на всех аспектах теоретизирования, так что все выработанное в определенную эпоху носит на себе ее отпечаток. Зависимость суждений человека от той эпохи, в которую он живет, может рассматриваться как одно из проявлений С. Его мышления.Само настоящее, в которое погружен каждый исследователь, диктует своеобразную С.

В истолковании им как прошлого, так и будущего. "...Мы не можем выйти из нашей истории и из нашего времени и рассмотреть само по себе прошлое с абсолютной позиции, как бы помимо всякой определенной и потому обязательно односторонней оптики" (М. Хапдеггер). Взаимная непроницаемость и принципиальная необъяснимость культур друг для друга, на которой настаивали О. Шпенглер, Хайдеггер, Л. Витгенштейн и др., может рассматриваться как следствие С. Присущей каждой культуре. Зависимость воззрений от общества, культуры и эпохи можно назвать, используя выражение Э. Гуссерля, "непсихологически понятой С.". Такого рода зависимость означает, что всякая система взглядов, включая и научные теории, является в известной мере субъективной и что полная объективность представляет собой только идеал, требующий для своего достижения выхода из истории.Универсальность С.

Не означает, однако, отказа от требования максимальной объективности в тех областях, где последняя представляется (как, скажем, в науке) основополагающей ценностью. Преодоление С. Предполагает, в первую очередь, что исследователь абстрагируется от своих субъективных верований, предпочтений и предрассудков. Он должен стремиться также критически подойти к тем ценностям, которые присущи его сообществу и обществу в целом. Ему следует подняться и над "методами мышления наблюдателя" (К. Леви-Строс) с тем, чтобы достигнуть формулировки, приемлемой не только для честного и объективного наблюдателя, но и для всех возможных наблюдателей. Идеалом науки, представляющейся сферой наиболее эффективного преодоления С. Является окончательное освобождение от "т.зр.", с которой осуществляет рассмотрение некоторый "наблюдатель", описание мира не с позиции того или др., а "с ничьей точки зрения" (Э.

Кассирер). Этот идеал никогда не может быть достигнут, но наука постоянно стремится к нему, и это стремление движет ее вперед.С. Описаний и С. Оценок существенно различаются. Первым удается, как правило, придать большую объективность, чем вторым. Это вызвано прежде всего тем, что в случае описаний всегда предполагается, что их субъекты, так же как и их основания, совпадают. Оценки же могут не только принадлежать разным субъектам, но и иметь разные основания в случае одного и того же субъекта (см. Интерсубъективность). В этом смысле оценки всегда субъективны.С. Всякого оценивания нередко истолковывается односторонне, вплоть до требования исключить любые оценки из гуманитарных и социальных наук (см. Науки о природе и науки о культуре).

Однако в своей общей форме принцип "свободы от оценок" не верен. Науки о культуре имеют конечной целью рационализацию человеческой деятельности, последняя же невозможна без оценок. Как требование освобождения наук о культуре от оценок, так и пожелание отделения в этих науках оценок от описаний утопичны. Речь может идти только о необходимости тщательного обоснования оценок, уменьшения их С. В той мере, в какой это возможно, и исключении необоснованных, заведомо субъективных оценок. Приемы снижения С. Оценок являются теми же, что и в случае описаний. Отказ от личных и групповых пристрастий, стремление рассматривать все объекты с одной и той же т.зр., критический анализ господствующих ценностей и т.д. Описания никогда не достигают идеала полной объективности.

Тем более нельзя требовать этого от оценок. "Всякое оценивание, - пишет Хайдеггер, - даже когда оценка позитивна, есть субъективация. Оно предоставляет сущему не быть, а, на правах объекта оценивания, всего лишь - считаться. Когда "Бога" в конце концов объявляют "высшей ценностью", то это - принижение божественного существа. Мышление в ценностях здесь и во всем остальном - высшее святотатство, какое только возможно по отношению к бытию". Хайдеггер призывает "мыслить против ценностей" с тем, чтобы, сопротивляясь субъективации сущего до простого объекта, открыть для мысли просвет бытийной истины. "...из-за оценки чего-либо как ценности оцениваемое начинает существовать просто как предмет человеческой оценки.

Но то, чем нечто является в своем бытии, не исчерпывается предметностью, тем более тогда, когда предметность имеет характер ценности". Этот призыв не претендовать на установление универсальной, охватывающей все стороны человеческого существования иерархии ценностей и даже избегать по мере возможности оценок того, что лежит в самой основе социальной жизни, в известной мере оправдан. Глубинные основы социального существования в каждый конкретный период истории воспринимаются и переживаются человеком, живущим в это время, как непосредственная данность, т.е. Как нечто объективное. Попытка вторгнуться в эти основы с рефлексией и оценкой лишает непосредственности и субъективирует их, поскольку всякая оценка субъективна.

Но есть, однако, и др. Сторона. Социальная жизнь, как и жизнь отдельного человека, представляет собой процесс непрерывных перемен, причем перемен, во многом следующих из самой человеческой деятельности. Никакая деятельность не является возможной без оценок. И потому она невозможна без связанной с оценками субъективации мира и превращения сущего в тот "простой объект", который может быть преобразован человеком. Человек не должен субъективировать все подряд, иначе "истина бытия" перестанет ощущаться им, и он окажется в зыбком мире собственной рефлексии и фантазии. Вместе с тем человек не может не действовать, и значит, не может не оценивать и не разрушать объективное. Мысли, идущей наперекор ценностям, он постоянно противопоставляет мышление в ценностях.

Проблема не в исключении одного из этих противоположно направленных движений мысли, а в их уравновешивании, в таком сочетании объективации и субъективации мира, которое требуется исторически конкретными условиями человеческого существования.Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Человек и его ценности. М., 1988. Ч. 1;Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Субъективность

-и, ж.. ..

Субъективность

Новолатинск., от лат. Subjectum, субект. Зависимость, подлежательность.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)особенности, принадлежащие данной личности, её точки зрения, её желания и стремления.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)свойство научной работы, к.-л. Исследования, художественного произведения и проч., на которых резко запечатлелись личны..

Субъективность

Сущ., кол-во синонимов. (10). ..

Субъективность

Ж.1) То же, что. Субъективизм (2*).2) устар. То же, что. Индивидуальность (1).. ..

Субъективность

Субъективности, мн. Нет, ж. (книжн.). Отвлеч. Сущ. К субъективный. Субъективность взглядов. || Субъективное отношение к кому-чему-н. Проявить крайнюю субъективность в споре.. ..

Субъективность

(Subjectivity). Исходное положение о том, что каждый человек живет в максимально личном, субъективном мире переживаний, и этот мир оказывает главное влияние на его поведение.. ..

Субъективность

Как противоположность объективности - свойство процесса познания, сывязанное с личностным фактором исследователя (его субъективным мнением или отношением к объекту) или коренным свойством самого облъекта исследования. Не существует полностью объективных исследований или научных положений (все они содержат некоторую "натяжку").. ..

Субъект Политический

Индивидуальный или коллективный агент политической активности, имеющий в своем распоряжении определенные политические ресурсы, которые заставляют с ним считаться. В политической теории устойчивой антитезой выступает пара. Актор (субъект) и система. Сторонники системно-функционального подхода (Т. Парсонc и его школа) делают акцент на системе, зачастую недооценивая автономию С.п., обладающего известной свободой в интерпретации предписываемых ему системой ролей и функций и даже возможностью преобра..

Субъективизм

Убеждение в полной субъективности не только оценок, но и описаний. Отказ от требования стремиться к максимальной объективности в каких-то отдельных или даже во всех областях (в науке, морали, искусстве и т.д.). Противоположностью С. Является объективизм - требование полной объективности как описаний, так и оценок, уверенность в том, что такая объективность в каких-то областях достигается.. ..

Субъективный

Относящийся к субъекту, его природе и интересам. Зависящий от субъекта. Имеющий значение только для субъекта. Противоположностью С. Является объективный. Субъектом может быть не только индивид, но и группа лиц, общество, отдельная культура, человечество в определенный период его развития.. ..

Субъективный Дух

По Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида). См. Дух, Объективный дух, Абсолютный дух.. ..

Дополнительный поиск Субъективность Субъективность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Субъективность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субъективность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа