Таттвартхадхигама-сутра
(санскр. Tattvarthadhigamasntram - "Сутра постижения значения категорий") - базовый текст джайнской философии и религии, принятый в качестве авторитетного течениями шветамбаров и дигамбаров, составленный Умасвати (Умасвами), "наставником аскетов и ораторов". Умасвати (ошибочно считавшийся учеником знаменитого философа Кундакунды) жил, вероятно, во 2- 3 вв. Текст "Т." составлен на санскр. И состоит из десяти глав. Глава I, содержащая вводную часть и теорию познания, открывается общеджайнским тезисом о том, что путь к освобождению (см. Мокша) - это праведное воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение - убежденность в истинности семи категорий. Джива (душа), аджива (не-душа), асрава ("приток" в душу тонкой кармической материи), бандха ("связанность" души этой материей), самвара (начальное блокирование этого "притока"), нирджара (завершающие стадии блокирования) и мокша.
Правильное познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясновидческое, телепатическое и абсолютное (классификация, отличная от общеиндийского распределения источников знания). Первые два вида - опосредованные (различаются пять стадий первого), остальные - непосредственные. Главы II-IV посвящены главной категории - дживе. Сущность души - способность к отражению объектов. Души делятся на пребывающие в сансаре и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Здесь же различаются четыре способа рождения живых существ. Глава V, посвященная субстанциям души и не-души, открывается определением субстанций как таковых. Общие их атрибуты - вечность, неизменность, бесформенность.
Здесь же делается оговорка, что вещество - пудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут - вездесущесть (которая, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и сама природа их как субстрата качеств и проявлений, и учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также и время. В главах VI-VII рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава - это и результат активности. Благой и не-благой, "омраченной" и "неомраченной". Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнизма - праведного поведения. Речь идет о пяти фундаментальных "обетах".
Преодоление насилия, лжи, нечестности, нецеломудрия, стяжательства, далее перечисляются проступки против них. Предмет главы VIII - закабаление индивида кармами (как следствие "притоков" кармы). Здесь же калькулируются сроки действия различных карм. В главе IX рассматриваются две стадии преодоления "притоков" кармической материи - посредством нравственных деяний и аскетических подвигов и медитативных средств закрепления результата. Глава X посвящена "освобождению", которое есть ликвидация "закабаления", по-иному, следствие нирджары, рассматриваемое как окончательное уничтожение карм. У адепта, достигающего этого состояния, восстанавливаются всеведение и могущество души - став "совершенным", он может "восходить" до пределов Вселенной.В течение веков "Т." неоднократно комментировалась (первым ее истолкователем был сам Умасвати) философами шветамбаров и дигамбаров и сохраняет свое значение в джайнизме и в настоящее время.
"Таттвартха-адхигама-сутра" Шри Умасвати Вачаки [Пер. А.А. Терентьева] // Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избр. Тексты. М., 2001. С. 146-161.В.К. Шохин.
Дополнительный поиск Таттвартхадхигама-сутра
На нашем сайте Вы найдете значение "Таттвартхадхигама-сутра" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Таттвартхадхигама-сутра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 23 символа