Теология, Богословие

192

(греч. Theos - Бог и logos - слово, учение) - спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. Божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в иудаизме - Торой, в христианстве - Библией, в исламе - Кораном). Термин "Т." появился в антич. Греции и первоначально обозначал мифы о богах, эпические сказания, пророчества, трагедии. Исторически Т. Формировалась как способ рационального осмысления и защиты ("апологии") понимания "слова Божьего", присущего данному вероисповеданию, в борьбе с "ложными" религиями (прежде всего язычеством) или внутренними "ересями", сектами, толками.Иными словами, теолог осознавал и стремился представить собственную веру как высшую универсальную истину, обосновать соответствующие ей культ, нормы и правила жизни, а поэтому нуждался в использовании развитого филос.

Категориального аппарата (платонизма, аристотелизма, неоплатонизма и др.). Однако конфессиональная Т., защищающая данную конкретную религию, неизбежно вступала в трения с философией, развивающейся на автономной основе, и к 13-14 вв. Их исторические пути расходятся (см. Философия религии). "Классическая" Т. Пытается решить, в сущности, неразрешимую задачу. Ответить на знаменитый вопрос Тертуллиана. "Что общего между Афинами и Иерусалимом?", или, говоря точнее, логически обосновать его собственный вердикт. "Философы только стремятся к истине. Христиане же владеют ею". Речь, т.о., идет о том, чтобы сочетать, с одной стороны, непререкаемую, сверхрациональную "истину откровения" и, с др. - рационально осмысленную, открытую для изменений истину философии.

Иными словами. Либо у христианина есть непосредственное знание о Боге, которое невозможно адекватно выразить на языке слов и образов, либо же, напротив, понимание Бога доступно человеческому разуму. Эта антитеза "богооткровенной Т. И естественной Т." проходит через всю историю теизма и принимает различные формы. Катастрофической Т. И апофатической Т., мистицизма и рационализма, фундаментализма и модернизма, спекулятивной Т. И практической Т. И т.д.Если же учесть, что для верующего Т. - не просто абстрактные рассуждения о Боге, но прежде всего "искание лика Божьего", путь к достижению личностного контакта с ним (напомним о четко обозначенном Б. Паскалем различии между "Богом Авраама, Исаака и Иакова" и "Богом философов"), то нетрудно представить себе, какое бесчисленное множество религиозных объединений и, соответственно, богословских концепций возникло за тысячелетия существования теизма.

При этом важно иметь в виду следующее. Различные представления о соотношении элементов этих двух полюсов (богооткровенной и человеческой истины) каждый раз не только определялись внутренней логикой развития теологической мысли, но в предельно обобщенной, символической форме выражали глубокие противоречия социально- политической и духовной жизни данного времени и общества. Отсюда и те существенные расхождения между католическими, православными и протестантскими богословами (не говоря уже о бесчисленных "ересях" и сектах) относительно священных книг, образа Творца, путей спасения, соотношения божественного предопределения и "свободы воли" человека, отношения к данным науки и духовному опыту "старцев" и "святых", к догматизму традиционной ортодоксии, в конце концов, к самой правомерности существования Т.

Как рационалистической дисциплины. При этом в истории постоянно повторялись дискуссии по ключевым проблемам Т. (напр., Августина против Пелагия - 5 в., Эразма против М. Лютера - 16 в., Р. Нибур против У. Раушенбуша и т.п.). Оживали древние, казалось бы, безвозвратно ушедшие в прошлое богословские доктрины и вероисповедания. Так, после господства в 19 в. Либеральной протестантской теологии, в нач. 20 в. Широкое влияние обрела диалектическая Т., или неоортодоксия, основывающаяся на идеях основоположников протестантизма, отвергавших всякие попытки вписать "богооткровенную" истину в контекст светской мысли.В настоящее время наблюдается удивительное многообразие религиозных объединений, церквей и теологических доктрин, многие из которых возникли в 20 в.

(напр., протестантские. Т. Процесса, Т. Надежды, Т. "смерти Бога", секулярная Т., даже "Т. Смерти теологии" и др.). Схожие тенденции наблюдаются и в католицизме (т.н. Аджорнаменто, "Т. Революции", "Т. Освобождения"), и, хотя и в наименьшей мере, в православии - наиболее консервативной разновидности христианства. Одновременно возрастает интерес к внеконфессиональной Т., свободной от церковных ограничений и, особенно в исламском мире, все агрессивнее проявляет себя фундаментализм.Аверинцев С.С. Теология // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. Он же. Поэтика раниевизантийской литературы. М., 1997. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Лосскии В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.

Догматическое богословие. М., 1991. Булгаков СИ. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. Лютер М. Избр. Произв. СПб., 1994. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. М., 1997. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3 т. М., 1997-1999. Лёзов СВ. Попытка понимания // Избр. Работы. М. СПб., 1999.Л.Н. Митрохин.

Значения в других словарях
Теократия

(от греч. The6s – Бог и krдtos – власть, боговластие) – форма управления государством, при котором светская власть находится в руках двуховенства, церкви, напр. В древнем Египте, Иудее, во времена католич. Средневековья. Теократический – основанный на теократии, относящийся к теократии.. ..

Теология

(греч. Theos - Бог, logos - слово. Русская калька - богословие) - феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают. 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т. (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями других рели..

Теорема

(от греч. Theoreo – рассматриваю) – научное положение.. ..

Теоретический

(от греч. Theorein смотреть) – относящийся к познанию, совершаемому с помощью понятийного мышления. Противоположность – практический (см. Практика).. ..

Дополнительный поиск Теология, Богословие Теология, Богословие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теология, Богословие" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теология, Богословие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа