Тойнби (Тoynbee) Арнолд Джозеф

74

(1889-1975) - англ. Историк, классик т.н. Цивилизационного подхода к человеческой истории. В монументальном труде "Study of History", первые тома которого вышли в 1934, а последний, двенадцатый, в 1961, продолжая линию О. Шпенглера, дал оригинальный вариант "теории локальных цивилизаций".История, по Т., творение Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. Основу истории составляет взаимодействие мирового закона - божественного логоса и человечества. Деятельность последнего - это ответ на божественное вопрошание, выраженное в форме природного или иного вызова. Постигая историю, человечество познает самое себя и в себе самом - божественный закон и высшее предназначение. На поверхности история многообразна, но в глубине своей она однонаправленна и ориентирована на постижение Бога через самораскрытие человека.Центральным в концепции Т.

Является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующегося набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Т. Весьма подвижна, но два из них остаются стабильными - это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак - степень удаленности общества от того места, где оно первоначально возникло. В соответствии с этими критериями Т. Выделяет 21 цивилизацию, в числе которых египет., андская, кит., минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, зап., православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иран., араб., индуистская, вавилонская. Т. Предполагает, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций - около десяти.

Из выделенных цивилизаций семь - живые общества, а остальные четырнадцать - мертвые, при этом большинство живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Помимо цивилизаций, в какой- то мере продвинувшихся по дороге развития, Т. Выделяет четыре неродившиеся (в их числе - скандинавская), а также особый класс задержанных, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе - полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). Цивилизация развивается, когда внешняя среда не является ни слишком благоприятной, ни чересчур неблагоприятной и в обществе имеется творческое меньшинство, способное повести за собою других. Рост цивилизации состоит в прогрессирующем внутреннем ее самоопределении и в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.Позицию Т.

Можно охарактеризовать как культурологический плюрализм - убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации ("цивилизации"), каждая из которых проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается вся ее жизнь.Концепция Т. Поражает грандиозностью своего замысла - охватить всю человеческую историю и описать все появившиеся в ее ходе цивилизации. Чрезвычайно богатая деталями и верными наблюдениями, касающимися отдельных цивилизаций и их сравнения, концепция завершается, однако, превознесением мировых религий и констатацией того, что история - это божественная творческая сила в движении.Противоречивое впечатление, которое оставляет данная концепция, вызвано ее открыто религиозным характером.

Религии кладутся Т. В основу классификации цивилизаций, из-за чего возникают неясность самого понятия цивилизации и искусственность предлагаемой их классификации. Когда Т. Переходит к современной зап. Цивилизации, в развитии которой религия не играет заметной роли, он не может найти ясных характеристик и оценивает ее как регресс относительно высших религий. Чтобы как-то приспособить постхристианский капитализм к своему истолкованию истории, Т. Высказывает не очень убедительное предположение, что капитализм со временем станет для христианства и трех других высших религий (мусульманства, буддизма и иудаизма) объединяющим началом и будет способствовать сближению их высших ценностей и веры. Капитализм, не укладывающийся в общую схему, обвиняется в идолопоклонстве наиболее порочного вида - в поклонении человека самому себе.

"Современный западный ренессанс племенной религии эллинистического мира представляет собой чистое идолопоклонство". О тоталитаризме (в его коммунистическом и национал-социалистическом вариантах), современником которого Т. Был, он даже не упоминает, как если бы такого явления вообще не существовало. Тоталитаризм, будучи воинственно атеистическим по самой своей природе, еще хуже укладывается в намечаемую Т. Схему истории, чем капитализм.Т. Почти ничего не говорит об истории 20 в. И даже события 19 в. Затрагиваются им мимоходом. Всемирная история оказывается без своей центральной главы, посвященной Новейшей истории. Это "бегство в прошлое", стремление сделать центром исследования в первую очередь давно отошедшие в прошлое цивилизации является непосредственным следствием религиозного характера воззрений Т.Механизм развития цивилизаций, предлагаемый Т., не кажется универсальным и ясным.

Особенно туманной является трактовка периодов надлома и разложения цивилизации. Творческое меньшинство, ранее способное отвечать на вызовы природной и человеческой среды, вдруг утрачивает свою энергию и силу и начинает в резких формах противостоять остальному обществу. Непонятно, почему это происходит в случае каждой из цивилизаций. Само представление о творческом меньшинстве, ведущем за собою все общество, напоминает романтическую теорию творческого гения. Механизм развития общества определяется, очевидно, не столько взаимными отношениями элиты и остального населения, сколько взаимодействием материальной и духовной культур данного общества, взятых во всей их полноте. Предлагаемый Т. Критерий роста цивилизации, состоящий в "прогрессе самоопределения", явно перекликается с гегелевской идеей растущего "самосознания свободы".Т.

Разбивает историю на локальные, почти не взаимодействующие друг с другом цивилизации, что делает проблематичным обсуждение вопроса о едином человечестве и единой человеческой истории. Ответ на этот вопрос опять-таки определяется религиозной позицией Т. Единство человечества возможно только в рамках единения земного и небесного миров. Такое объединение представляет собой, однако, не земной путь человечества, и трудно сказать, в каком смысле такой путь мог бы быть историей. Постижение истории. Сборник. М., 1995. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. Он же. Нищета историцизма. М., 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Ивин А.А. Философия истории. М., 1999.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Тождество

См. Идентичность.. ..

Тождество И Различие

— две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. И Р. Используют два фундаментальных принципа. Принцип индивидуации и принцип Т. Неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде. Каким образом неповторимые индивиды содержат в се..

Тойнби (Тoynbee) Арнольд Джозеф

(1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934-1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. Стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и социальному опыту 2..

Токвиль (Тocqueville) Алексис

(1805-1859) - французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. Не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т. "Демократия в Америке" (1835-1840) и "Старый режим и революция" (1856) - посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания автора - проблемы демократ..

Дополнительный поиск Тойнби (Тoynbee) Арнолд Джозеф Тойнби (Тoynbee) Арнолд Джозеф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тойнби (Тoynbee) Арнолд Джозеф" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тойнби (Тoynbee) Арнолд Джозеф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 30 символа