Тренделенбург (Тrendelenburg) Фридрих Адольф

99

(1802—1872) — немецкий философ и логик. С 1833 — профессор Берлинского университета. Глубокомысленный критик системы и метода Гегеля, Т. В своем учении примыкал к философии Аристотеля. Метафизика Т. Представляет попытку обновить аристотелизм на почве новейших философских учений Канта, Шопенгауэра и др. Основные сочинения. "Элементы аристотелевской логики" (1836), "Логические исследования" (1840), "Исторический вклад философии" (в трех томах, 1846— 1867), "Естественное право на основе этики" ( 1860) и др. Т. Разработал своеобразный и плодотворный способ изучения истории философии как историческое исследование отдельных понятий. Т. Принадлежит также ряд любопытных работ историко-культурного содержания. "Афинская школа Рафаэля", "Ниоба", "Кельнский собор" и др.

В главном произведении Т. — "Логические исследования" — излагается его философская система, ценная преимущественно своей критикой умозрительного метода. Т. Придавал большое значение тому, что философские проблемы возникают на почве опыта. Именно размышление над тем, что дано в эмпирическом познании, ведет, по его мнению, к философии. Т. Выступил на философском поприще в эпоху самого разгара увлечения гегельянством. В рамках критики диалектического метода Т. Обращал особое внимание на "коренные ошибки" гегельянской логики. 1) Гегель, описывая процессы "чистой мысли", упускает из вида неустранимость из этого процесса элементов созерцания и движения, без коих диалектическая эволюция мысли невозможна и которые втихомолку "забегают вперед и прислуживают" этому развитию.

2) стимулом для развития диалектического процесса является у Гегеля логическое отрицание, смешиваемое с реальным противоположением, между тем как то и другое представляют между собой лишь аналогию. 3) непрерывность и равномерность диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко новый круг мыслей сильно отстает от старого. 4) историко-философская периодизация применительно к диалектическому методу не соответствует хронологической эволюции идей в истории философии. Т. Заключает свою критику замечанием, что диалектика Гегеля, подобно диалектике Прокла в древности, знаменует собой философское декадентство. Т. Начинает развивать свою собственную точку зрения указанием на важность "движения" для бытия и мышления.

Движение, по Т., — основной фактор в природе, покой объясним из движения, но не наоборот. Равным образом, в области психической все перемены предполагают смену образов — различение и сочетание, которые немыслимы без идеального движения. Пространство, время и причинность уже предполагают движение. Анализируя интуиции пространства и времени, Т. Подвергает критике учение Канта о трансцендентальной идеальности этих элементов познания. Согласно Т., необходимо, наряду с движением, при объяснении мировых явлений принять понятие цели, на которую направлено движение. В то время как Кант не придавал понятию цели объективного значения, Т., наоборот, осмысливает целесообразность как реальное мировое начало. "в основе самих вещей лежит мысль, направляющая силы и руково- дящая ими".

В понятии цели, по Т., причинное отношение меняется местами. Целое становится прежде частей, действие — прежде причины. Если движение воли определяется мыслью о цели, то и в материальной природе Т. Находит нечто аналогичное, т.к. Он считает невозможным объяснить органические явления, не придавая понятию цели правомерности в области естествознания. Наше мышление способно усмотреть ослабленные и преломившиеся в игре цветов лучи, но этим ведь оно не отвергает чистого света, служащего источником этих лучей. Основные факты, общие для бытия и мышления, которые служат посредниками между обоими и делают возможным согласование познания и действительности, по мысли Т., — это движение и цель. Этическое есть высшая ступень органического.

Пространство и время являются одновременно формами познания и бытия. Логическую форму нельзя отделять от содержания, понятие от созерцания. Задача философии, по Т., состоит в том, чтобы не отрицая существенных результатов критической философии, указать возможность познания бытия,как бытия внешнего, противоположного мысли. Трактовка Т. Философских категорий носит телеологически-аристотелевский характер, причем он считает, что категории должны составлять единство на базе категории "движения" и "органического" мировоззрения. Гибкости диалектических связей Т. Противополагает четкость и устойчивость связей формально-логических. Тем самым Т. По сути дела ратовал за отказ от диалектического метода, подметив слабости идеалистической системы Гегеля.

Т. Критикует диалектику Гегеля именно в тех ее звеньях, в которых идеалистический принцип тождества бытия и мышления и недооценка Гегелем всеобщности действия формально-логических законов в познании деформировали рациональное ее содержание. Т. Признается одним из первых серьезных критиков гегелевской философии. A.A. Легчилин, А.Н. Лейко.

Значения в других словарях
Трельч (Тrocltch) Эрнст

(1865-1923) - немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Основные работы. "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и натурализм, Т. Конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие индивидуального, введенное романтиками,..

Трёльч (Тroeltsch) Эрнст

(1865-1923) - нем. Протестантский теолог, историк и политик. Изучал лютеранскую теологию в ун-тах Эрлангена, Гёттингена и Берлина. Экстраординарный проф. В Бонне (1892-1894), ординарный проф. Теологии в Гейдельберге (1894-1915), проф. Философии в Берлинском ун-те (1915-1923). Развивал учение либеральной теологии о врожденном иррациональном религиозном a priori. Сознание априорно выделяет и воспринимает религиозные феномены именно как таковые. Божественное (Мировой Разум) сокрыто в религиозном a ..

Трешов (Тreschow) Нильс

(род. 5 сект. 1751, Драммен – ум. 22 сект. 1833, Осло) – норв. Философ. С 1803 по 1813 – профессор в Копенгагене, оказавший большое влияние на дат. Философию, прежде всего путем ознакомления ее с Кантом. Создал полубиологическое, полуспиритуалистическое учение – философию развития, специально уделив внимание развитию личности. Осн. Произв. «Forelдsninger over den Kantiske philisophie», 1798. «Lovgivningsprinciper», 3 v., 1820-1823.. ..

Триада

(от греч. Trias, род. П. Triados - "троица") - метод филос. Конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. Использован во втором письме Платона при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах ("образец - демиург - материя") и трех ступенях бытия ("ум-нус - душа-псюхе - космос"). Эта последняя Т. Была истолкована Плотином как Т. "начальных ипостасей", как реализация и форма проявлени..

Дополнительный поиск Тренделенбург (Тrendelenburg) Фридрих Адольф Тренделенбург (Тrendelenburg) Фридрих Адольф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тренделенбург (Тrendelenburg) Фридрих Адольф" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тренделенбург (Тrendelenburg) Фридрих Адольф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 44 символа