Трипитака

159

(санскр. Tripitaka, пали Tipitaka - "Три корзины [текстов]") - канонические собрания текстов школ классического буддизма, включавшие "Виная- питаку" ("Корзину дисциплинарных правил"), "Сутра-питаку" ("Корзину наставлений") и "Абхидхарма-питаку" ("Корзину доктрин"). Эту трех-частную структуру канонических собраний текстов можно считать линией демаркации между классическим буддизмом (который принято некорректно называть хинаяной) и теми реформаторскими течениями, которые обозначали себя как махаяна и создавали др. Собрания авторитетных текстов, в значительной мере имитировавшие тексты Т. (прежде всего диалоги "Сутра-питаки"), но не следовавшие принципам трех-частного канона. Отдельные компоненты Т. На различных инд.

Языках, в т.ч. На санскр. И гибридном санскр., а также среднеиндийских языках сохранились в преданиях многих влиятельных школ, напр. У махасангхи-ков, сарвастивадинов, мулясарвастивадинов, дхармагуптаков, кашьяпиев и др., но полное каноническое собрание Т., составленное на древнем среднеиндий-ском языке пали, принадлежит только "ортодоксальной" школе тхеравадинов. Тексты Т. Собирались, передавались изустно, модифицировались наставниками, проповедниками и миссионерами буддийских общин в течение по крайней мере пяти веков, и потому материал палийской Т. Относится к широкому континууму от времени жизни Будды (по современной датировке Г. Бехерта и его школы 5 в. До н.э.), некоторые проповеди которого, вероятно, сразу меморизировались специальными рецитаторами его общины вплоть до частичной записи их на пали в 1 в.

До н.э. Однако процесс "канонизации" наследия тхеравадинов отнюдь не завершился. Тексты Т. Продолжали создаваться заново, редактироваться, записываться и переписываться вплоть до 5 в. - времени создания "сплошного" комментария к Т. - палийской переработки сингальских комментариев коллегией экзегетов, возглавлявшихся Буддагхосой. Потому историческая аутентичность текстов Т. (которые в целом располагаются, т.о., в рамках тысячелетия) в каждом случае требует специальных изысканий. "Виная-питака" палийской Т. Состоит из трех разделов. В первом излагается монашеский устав (в 227 "статьях"), во втором дисциплинарные правила "разбавляются" дидактическими преданиями, третий состоит из вопросов и ответов по дисциплинарным проблемам.

"Сутта-питака" включает пять разделов - "Дигха- никая" ("Корпус пространных [наставлений]"), "Маджджхима-никая" ("Корпус средних наставлений"), "Самъютта-никая" ("Корпус связанных [наставлений]"), "Ангуттара- никая" ("Корпус [наставлений], возрастающих на единицу") и "Кхуддака-никая" ("Корпус кратких [наставлений]). Последнее собрание текстов оформилось позднее остальных и включает самый разнообразный материал, в т.ч. "Дхаммападу" - знаменитую антологию дидактических стихов, "Суттанипату" - сборник проповедей Будды в стихотворной форме, "Песни монахов", "Песни монахинь", "Джатаки" (547 сказочных описаний предшествовавших рождений Будды) и ряд др. Сборников. "Абхидхамма-питака" представлена семью трактатами, в которых "учительный" материал "Суттапитаки" и доктринальный материал др.

Происхождения систематизируется по нумерологическим группам топиков. "Дхаммасангани" ("Исчисления предметов учения"), "Вибханга" ("Классификации"), "Катха-ваттху" ("Предметы дискуссий"), "Пуггала-паннати" ("Описание индивидов"), "Дхатукатха" ("Обсуждение элементов"), "Ямака" ("Парные предметы") и "Патт-хана" ("Обусловленности").Тексты "Сутта-питаки" - основные источники наших сведений о начальном периоде индийской философии - шраманской эпохе инд. Культуры. К ним относятся в первую очередь "Брахмаджала-сутта" ("Наставление о сети Брахмы") "Дигха-никаи", излагающая десять мировоззренческих предметностей в 62 "позициях" анонимных филос. Кружков "шраманов и брахманов" - как "догматиков", так и "скептиков".

В "Саманнапхала-сутте" ("Наставление о плодах подвижничества") того же собрания текстов представлены основные фрагменты, выражающие филос. Кредо шести наиболее популярных учителей шраманского периода - материалиста Аджита Кесакамбалы, адживиков Пурана Кассапы, Пакудха Каччаяны и знаменитого Маккхали Госалы, скептика-"скользкого угря" Санджаи Белаттхипутты и основателя джайнизма, фигурирующего под именем Нигантха Натапутты. Основные позиции "детерминистов" и "активистов", а также воззрения большинства из названных философов изложены также в "Апаннака-сутте" ("Наставление об очевидном") и в "Сандака-сутте" ("Наставления Сандаке") Маджджхима-никаи. Ряд сутт, излагающих диалоги Будды со странствующими философами-париббаджаками, документируют диалектическое искусство самого основателя буддизма как одного из философов-полемистов той эпохи.

Целый ряд сутт, начиная с предположительно первой его проповеди - "Дхаммапаваттана- сутта" ("Наставление о колесе дхармы") - свидетельствует о "положительной философии" Будды в виде учения о четырех "благородных истинах" о страдании, попытке замещения Я динамическими "группами" индивидуальной психофизической организации, схеме взаимозависимого происхождения состояний индивида. Тексты "Абхидхамма-питаки" - важнейшие источники по разномыслию в рамках школ классического буддизма, а также по опытам системной аналитики понятий в классическом буддизме. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Язык пали. М., 1960.В.К. Шохин.

Значения в других словарях
Трипитака

(«Трипи́така») «Типитака» [«Три корзины (закона)»], собрание буддийских текстов на языке Пали, так называемый палийский канон (см. Палийская литература). Ряд основных положений «Т.» был изложен на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе в 5 в. До н. Э., окончательную редакцию они получили на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 в. До н. Э. Записана в 80 до н. Э. На Цейлоне. «Т.» — собрание произведений различных авторов и разных эпох. Философско-психологические рассуждения и этические максимы пере..

Трипитака

"ТРИПИТАКА" [санскрит "Три корзины (закона)". Палийское - "Типитака"], каноническое собрание текстов буддизма. "Трипитака" на языке пали - каноническое сочинение хинаяны. Ряд ее положений изложен на 1-м буддийское соборе в Раджагрихе (5 в. До нашей эры), окончательная редакция - на 3-м соборе в Паталипутре (3 в. До нашей эры). Записана в 80 до нашей эры "Трипитака" на санскрите - каноническое сочинение махаяны. Сохранилась не полностью. Отдельные ее части дошли до нас в переводе на китайский и д..

Трипитака

(санскр. Tripitaka = три корзины, палийск. Типитака) — название собрания канонических книг у буддистов Индии, а впоследствии и других стран. Оно делится на три отдела (санскр. Pitakam = корзина), отличающиеся друг от друга по содержанию и по названию. Первый отдел, Виная-питакам заключает в себе учение о буддийской иерархии и дисциплине буддийского духовенства. Второй содержит в себе Сутры или беседы Будды с его учениками и его изречения и проповеди, излагающие главные основания его учения. Трет..

Трипитака

(санскр.). Собрание каноническ. Книг у буддистов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Трипитака

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Трипитака

(санскр., букв. - три корзины. В палийск. Транскрипции - типитака) - название буддийской канонич. Лит-ры. Религ. Традиция приписывает создание входящих в Т. Текстов самому Будде. Первоначально эти догматы передавались изустно внутри буддийской монашеской общины (сангхи). Ок. 80 до н. Э. Они были впервые записаны на языке пали на о-ве Цейлон. Записанные на пальмовых листьях тексты канона буддизма хранились в трех плетеных корзинах (питаках, отсюда название этих текстов).Существуют и др. Тексты Т...

Тринитаризм

См. ТРОИЦА. ..

Трипель (Тripel) Хенрих

(род. 12 февр. 1868, Лейпциг – ум. 23 нояб. 1946, Грайнау, близ Гармиша) – нем. Философ права. С 1913 – профессор в Берлине. Боролся против формализма и культа понятия в юриспруденции. Занимался также эстетикой и вопросами стиля позитивного права, которое рассматривал как произв. Искусства и выражение стиля, характера воли, господствующего в данную эпоху. Осн. Произв. «Vцlkerrecht und Landesrecht», 1899. «Die Zukunft des Vцlkerrechts», 1916. «Die Hegemonie, ein Buch von fьhrenden Staaten», 1938...

Трихотомия

(от греч. Thicha на три части и tome – сечение),sa также триализм и трилогизм – разделение на три главные части (напр., разделение человека на тело, душу, дух). Трихотомией является система Гегеля. Склонность к трихотомии имелась также у В. Вундта.. ..

Троица

Центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения. Причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "прикровенн..

Трипитака

..

Трипитака

(Санскр.) Букв., «три корзины», название буддийского канона. Состоит из трех частей. (1) учение. (2) предписания и законы для жречества и аскетов. (3) философские трактаты и метафизика. То есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот закон дхарма( который выходит за пределы (абхи) закона. Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвертая часть - «Самьяк..

Трипитака

См. Корзина.. ..

Дополнительный поиск Трипитака Трипитака

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трипитака" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трипитака, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 9 символа