Удаяна
(санскр. Udayana) - авторитетный философ средневековой ньяя-вайшешики, работавший в 10 в. Уроженец Митхилы (Северо-Восток Индии), У. Много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), везде участвуя в полемике - преимущественно с "остатками" буддистов и ведантистами. У. Был автором по крайней мере семи сочинений. "Атмататтвавивека" ("Различение истины об Атма-не") - полемический антибуддийский трактат. Общебуддийская доктрина всемгновенности, отрицающая существование любых перманентных сущностей, прежде всего Атмана, логически несостоятельна, равно как и учение виджнянавадинов, отрицающих существование внешних по отношению к сознанию вещей, в т.ч. И Атмана (как несводимого к серии познавательных актов), а также буддийское отождествление объекта с его свойствами и аргумент в связи с ненаблюдаемостью Атмана.
У. Доказывает, что эти позиции противоречат и восприятию, и умозаключению, и внутреннему самосознанию, и таким, принятым самими буддистами, основоположениям, как закон кармы. Обосновываются существование Бога, авторитет Вед и найяиковская концепция "освобождения" как полного прекращения страданий. Несмотря на свой полемический "заряд", У. Развивает и своеобразную "экуменическую" позицию. Миманса, материализм, неабсолютистская веданта, виджнянавада, веданта в целом, мадхьямика, санкхья, шактизм, адвайта-веданта и ньяя, которую он называет "высшей ведантой", суть последовательные ступени восхождения к единой истине. "Ньяякусуманджали" ("Охапочка цветов ньяи") - специальная "диссертация" всего в 72 стихах по рациональной теологии, демонстрирующая возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога.
Таких аргументов преимущественно шесть. 1) мироздание, имеющее природу следствия, предполагает миросозидателя подобно тому, как горшок - горшечника. 2) мир состоит из атомов, но они, будучи пассивными, требуют перводвигателя, коим и должно быть Божество. 3) мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку не "падает" - как прутик в воздухе удерживается птицей. 4) должен был быть Первоучитель слов, но таковой не может быть человеком. 5) знание, содержащееся в Ведах, безупречно, ибо неоспоримо, подобно непосредственному восприятию, но они должны иметь Автора, подобно медицинским и прочим трактатам. 6) Веды - произведения Сознательного Существа, ибо подобны "Махабхарате" и др. Сочинениям. Эти аргументы обращены против санкхьяиков, но в модифицированном виде применимы и против мимансаков.
В вводных же стихах имплицитно присутствует еще одно доказательство, в духе "экуменического религиеведения". В пользу существования Бога свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто эксплицитно отрицает его, ибо буддисты почитают его как всеведущего, джайны - как аскета, мимансаки - как объект ритуала, и даже материалисты признают его отражение во внешнем мире.В "Киранавали" ("Сноп лучей") - комментарии к "Падартхадхармасанграхе" - У. В разделе, посвященном субстанциям, восстанавливает статус небытия как седьмой категории, который оно утратило у Прашастапады, определяет "освобождение" (мокша) и средства его достижения, природу темноты (как "положительной" сущности), универсалий, "индивидуаторов", присущности, свойства материальных элементов (вновь позволяющих ему обратиться к доказательствам бытия Бога как перводвигателя вещества), пространства, времени, Атмана.
В разделе, посвященном качествам, определяется прежде всего сама качественность (гунатва), а затем отдельные составляющие этого класса - числа, разделенность и т.д. Завершается текст исследованием источников знания. Атта V. Udayana and His Philosophy. Delhi, 1985. B.K. Шохин.
Дополнительный поиск Удаяна
На нашем сайте Вы найдете значение "Удаяна" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Удаяна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 6 символа