Умеренность
Добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Антич. Философы считали У. Одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью и определяли через отношение к удовольствиям, влечениям как способность человека с помощью разума преодолевать те из них, которые препятствуют достижению блага.Платон связывал У. Со знанием и противопоставлял ей не просто необузданность, но и неразумие, которое в большей мере делает человека безумным, а в меньшей - слабоумным. По Платону, У. Предполагает самопознание, направленное на божественную - разумную часть души, которое раскрывает человеку принцип различения добра и зла, совпадает с нравственным совершенствованием.
У. Проявляется, когда правильное мнение о благе управляет поведением человека. Платон также считал У. Добродетелью государства, когда "ничтожные вожделения большинства" подчинены "разумным желаниям меньшинства" и когда большинство и меньшинство согласны на это распределение ролей. У. Государства как гармония пронизывает все гос-во целиком.Аристотель впервые в истории философии попытался выявить специфически этическое содержание У. Он определил У. Как обладание серединой в связи с телесными удовольствиями от вкуса и осязания. У. Противоречит бесчувственности - нарушению меры в сторону недостатка, но гл.обр., распущенности - нарушению меры в сторону избытка. У. Проявляется в том, что у человека часть души, подвластная влечению, соответствует верному суждению.
И У., и верное суждение требуют, чтобы человек вообще не стремился к низменным удовольствиям и ко всему не должному, чтобы он не стремился к удовольствиям, когда не следует, и не страдал от их отсутствия. Умеренного влечет только к тому, к чему следует. Аристотель отличает У. От рассудительности как добродетели, рассчитывающей части души. У. Как нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность - средства для ее достижения. И для Платона, и для Аристотеля У. Является благой, прекрасной и полезной.Как показывает М. Фуко, отношение к удовольствиям стало предметом особого филос. Внимания в императорскую эпоху. Он выводил это из расцвета "культуры себя", подчиненной принципу заботы о себе, который был сформулирован Платоном в "Алкивиаде I".
Этот принцип требует за текущими делами помнить о своей главной цели - заботиться о душе, т.е. Воспринимать себя в качестве объекта собственного познания и деятельности с целью исправления, очищения и обретения принципов разумного поведения. В контексте "культуры себя" требование У. Означало призыв к душевному и телесному здоровью, которое обеспечивается согласованностью желаний души и тела. Разнообразные упражнения воздержания и господства над собой эпикурейцев и стоиков по выработке должного отношения к удовольствиям были нацелены на утверждение независимости человека от всего того, над чем он не властен.Христианская трактовка У. Определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание У. Здесь включает правильное отношение к миру и мирским благам.
У. Выражается в здравости, целостности сознания. Обладающий У. Смирен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает "мирские похоти". В отношении к телесным потребностям У. Выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является его послушным орудием.В Новое время У. В отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И. Кант считал У. Обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Направленная на сохранение природы человека в совершенстве, У. Требует не допустить самопоражения - лишения себя способности физического и морального применения сил для самосовершенствования.Кант И, Метафизика нравов.
В 2 ч. // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 [II]. М., 1965. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4т. Т. 4. М., 1984. Платон. Алкивиад I // Платон. Собр. Соч. В 4 т. М., 1990. Т. I. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. Платон. Хармид // Платон. Собр. Соч. В 4 т. М., 1990. Т. 1. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Киев, 1998..
Дополнительный поиск Умеренность
На нашем сайте Вы найдете значение "Умеренность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Умеренность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 11 символа