Умеренность

280

Добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Антич. Философы считали У. Одной из кардинальных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью и определяли через отношение к удовольствиям, влечениям как способность человека с помощью разума преодолевать те из них, которые препятствуют достижению блага.Платон связывал У. Со знанием и противопоставлял ей не просто необузданность, но и неразумие, которое в большей мере делает человека безумным, а в меньшей - слабоумным. По Платону, У. Предполагает самопознание, направленное на божественную - разумную часть души, которое раскрывает человеку принцип различения добра и зла, совпадает с нравственным совершенствованием.

У. Проявляется, когда правильное мнение о благе управляет поведением человека. Платон также считал У. Добродетелью государства, когда "ничтожные вожделения большинства" подчинены "разумным желаниям меньшинства" и когда большинство и меньшинство согласны на это распределение ролей. У. Государства как гармония пронизывает все гос-во целиком.Аристотель впервые в истории философии попытался выявить специфически этическое содержание У. Он определил У. Как обладание серединой в связи с телесными удовольствиями от вкуса и осязания. У. Противоречит бесчувственности - нарушению меры в сторону недостатка, но гл.обр., распущенности - нарушению меры в сторону избытка. У. Проявляется в том, что у человека часть души, подвластная влечению, соответствует верному суждению.

И У., и верное суждение требуют, чтобы человек вообще не стремился к низменным удовольствиям и ко всему не должному, чтобы он не стремился к удовольствиям, когда не следует, и не страдал от их отсутствия. Умеренного влечет только к тому, к чему следует. Аристотель отличает У. От рассудительности как добродетели, рассчитывающей части души. У. Как нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность - средства для ее достижения. И для Платона, и для Аристотеля У. Является благой, прекрасной и полезной.Как показывает М. Фуко, отношение к удовольствиям стало предметом особого филос. Внимания в императорскую эпоху. Он выводил это из расцвета "культуры себя", подчиненной принципу заботы о себе, который был сформулирован Платоном в "Алкивиаде I".

Этот принцип требует за текущими делами помнить о своей главной цели - заботиться о душе, т.е. Воспринимать себя в качестве объекта собственного познания и деятельности с целью исправления, очищения и обретения принципов разумного поведения. В контексте "культуры себя" требование У. Означало призыв к душевному и телесному здоровью, которое обеспечивается согласованностью желаний души и тела. Разнообразные упражнения воздержания и господства над собой эпикурейцев и стоиков по выработке должного отношения к удовольствиям были нацелены на утверждение независимости человека от всего того, над чем он не властен.Христианская трактовка У. Определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание У. Здесь включает правильное отношение к миру и мирским благам.

У. Выражается в здравости, целостности сознания. Обладающий У. Смирен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает "мирские похоти". В отношении к телесным потребностям У. Выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является его послушным орудием.В Новое время У. В отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И. Кант считал У. Обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Направленная на сохранение природы человека в совершенстве, У. Требует не допустить самопоражения - лишения себя способности физического и морального применения сил для самосовершенствования.Кант И, Метафизика нравов.

В 2 ч. // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 [II]. М., 1965. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. В 4т. Т. 4. М., 1984. Платон. Алкивиад I // Платон. Собр. Соч. В 4 т. М., 1990. Т. I. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. Платон. Хармид // Платон. Собр. Соч. В 4 т. М., 1990. Т. 1. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Киев, 1998..

Значения в других словарях
Умеренность

-и, ж.. ..

Умеренность

Мера, золотая середина. Чувство меры. Скупость, скромность, целомудренность, экономность, сдержанность, бережливость. Ant. Неумеренность, чрезмерность. ..

Умеренность

Ж.Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Умеренный (2*).. ..

Умеренность

Умеренности, мн. Нет, ж. Отвлеч. Сущ. К умеренный 1 во 2, 3 и 4 знач. Умеренность аппетита. Умеренность климата. Умеренность жизни. Умеренность взглядов. Умеренность во взглядах. - Свой талант у всех. -У вас. -Два-с. Умеренность и аккуратность. Грибоедов.. ..

Уисдом (Wisdom) Джон

(род. 12 сект. 1904, Лондон) – англ, философ, представитель лингвистической философии. Задачу философского исследования видел в прояснении отдельных выражений обыденного языка. Абстрактные философские понятия, такие, напр., как материя, являются, по Уисдому, логическими конструкциями, которые следует сводить к конкретным понятиям, описывающим чувственные данные, телесные и психические проявления. Особо занимался исследованием парадоксов, связанных с проблемой познания сознаний др. Людей. Традици..

Ульрих Энгельберт (Ulrich Еngelbert) Из Страсбурга

(род. 1248/54, Кёльн – ум. 1277, Париж) средневековый теолог и эстетик. Ученик Альберта Великого, находился с ним в тесной дружбе и был его биографом. Испытал сильное влияние неоплатонизма. Считал, что красота эстетического предмета связана с благородством приданной ему формы.. ..

Умозаключение

Мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием. У. Обычно подразделяют на дедуктивные и индуктивные. Заключения дедуктивных У., если посылки истинны и при этом соблюдены соответствующие правила логики, с необходимостью будут истинны. Заключения индуктивных У. При истинности посылок и при соблюдении соответствующих логических правил в общем случае могут оказаться как истинными, так и л..

Умозаключение Апагогическое

(от греч. Apagoge – уводить, лат. Abductio) – умозаключение, совершаемое при наличии достоверной большей посылки и меньшей посылки, представляющей собой суждение, в истинности которого нет уверенности, хотя и предполагается, что оно истинно (у Аристотеля). Апагогическое (косвенное) доказательство есть доказательство от противного (deductio ad absurdum).. ..

Дополнительный поиск Умеренность Умеренность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Умеренность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Умеренность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 11 символа