Флоровский Георгий Васильевич

89

(1893-1979) - русский богослов, философ, историк культуры. Окончил историко-филологический факультет Одесского университета. Богословского образования не имел. В 1920 - эмигрировал. С 1926 - профессор патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. В 1932 принял священство. В 1948-1955 - профессор, затем декан Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке. Преподавал в Гарвардском (профессор истории восточной церкви, 1956-1964) и Принстонском (отделение богословия и славяноведения, 1964-1979) университетах (США). Вице-президент Национального совета церквей США (1954-1957). Основные сочинения. "Восточные Отцы 1У века" (1931), "Византийские Отцы У-УШ веков" (1933), "Пути русского богословия" (1937) и др.

Ф. Был уверен, что современная эпоха томится по "новому христианскому синтезу", и свое творчество подчинил выработке основ этого синтеза, называя систему своих взглядов "неопатристическим синтезом" (основное движение философского мышления Ф. Осуществлялось в контексте идеи "Вперед - к Отцам!"). Выступал против некоторых идей русской религиозной философии, противник софиологии (В. Соловьева, Булгакова, Флоренского) как выражения, по его оценке, немецкого идеализма и гностицизма. Критиковал теорию всеединства и считал, что Бог творит мир как иную, отличную от себя реальность. Бог создал человека, по Ф., свободной деятельностной личностью, история - единство творческих актов свободной личности. Человеческое познание бесконечно в своем прогрессе.

Смерть и воскресение Христа превращают смерть человека из "космической катастрофы" в "сон" до времени, когда душа и тело соединяться при воскрешении из мертвых ("Смерть на кресте", 1930). Христианское мировоззрение (в отличие от греческого, философско-рационального) исторично. Время - не циклично, представляет собою не круговорот, а линию, имеющую начало, конец и цель. Будучи деятелем экуменического движения. Ф. Выступал за "фактическую совместную работу. В стремлении к христианской истине", но считал, что католицизм подменяет незримое присутствие (и руководство) Христа в Церкви идеей его наместника (папы), который по сути подменяет Христа в земной церкви и истории ("Проблема христианского объединения", 1933).

В своем фундаментальном труде "Пути русского богословия", охватывающем период с 14 в. По 1917 Ф. Дал конкретный анализ процесса производства философского знания в России, выделил его особенности, проследил историю взаимосвязи западной и русской философской культуры. Ф. Отмечал, что для России характерна рано сложившаяся ориентация на осмысление собственной истории и роли России в мировой культуре. Эта ориентация чаще всего облекалась в форму теологических исканий. Важную роль в становлении русской философии сыграла русская художественная литература. Ф. Был уверен, что нельзя пренебрегать западной мыслью (системами схоластов, опытом католических мистиков и теологов, которые обусловили с 17 в. Своеобычное "западное пленение" отечественной религиозной мысли), но на русской почве ее надо усваивать в опоре на стиль и методы представителей восточной патристики.

Согласно Ф., непреходящей парадигмой православного богословствования выступает "христианский эллинизм" эпохи Вселенских соборови греческой патристики (4-8 вв.). "Пути русского богословия" не лишены некоторого субъективизма автора, что вызвано его церковным консерватизмом и панрелигиозностью в философских темах. Так, Ф. Полагал в качестве формы истинно церковной соборности евхаристию, на основе которой церковь способна выступать как преображенное человечество. Н.О. Лосский считал, что из всех русских богословов о. Георгий является наиболее верным православному учению. Ф. Стремится точно придерживаться святого писания и патриотической традиции. Следует добавить, что консервативный подход к богословию у Ф. Никогда не сочетался со слепым поклонением прошлому и был чужд нетерпимости и формализму.

Выступая крупнейшим авторитетом в сферах исследования славистики и византинистики, стремясь преодолеть отчужденность греческой и славянской ветвей православия, Ф., безусловно, адекватно трактовался на Западе как высокоинтеллектуальный "голос православия" 20 ст.Д.К. Безнюк.

Значения в других словарях
Флоровский Георгий Васильевич

ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979) - русский православный богослов и историк. С нач. 20-х гг. В эмиграции. Труды по патристическому и византийскому богословию 4-8 вв., по истории русского религиозного сознания ("Пути русского богословия", 1937).. ..

Флоровский Георгий Васильевич

(28.8.1893, Елизаветград - 11.8.1979, Принстон, США) - философ и богослов. Родился в семье священника, В 1894 семья Ф. Переселилась в Одессу, где отец Ф. В 1905 стал настоятелем кафедрального собора. В 1911 с золотой медалью окончил 5-ю городскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1912 дебютировал в научной прессе. В университете Ф. Испытал сильное влияние философии Ш.Ренувье и У.Джемса, а также марбургской школы неокантианства. В 19..

Флоровский Георгий Васильевич

(1893—1979) — историк культуры, богослов и патролог, на ранних этапах примыкал к евразийскому движению, потом отошел от него, вернувшись на ортодоксально консервативные позиции. Автор книги «Пути Русского Богословия».. ..

Флоренский Павел Александрович

(1882— 1937) — русский философ, ученый-энциклопедист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1900—1904). Параллельно с занятиями математикой и физикой изучал философию на историко-филологическом факультете. В 1904 поступил в Московскую Духовную академию, где в 1908 утвержден в должности и.о. Доцента по кафедре истории философии (преподавал здесь по 1919). В марте 1906 в храме Московской Духовной академии по поводу казни лейтенанта Шмидта пр..

Флорентийский Платонизм

— направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное в этом контексте против схоластики и особенно схоластизированного Аристотеля. Временной период развертывания. 1459—1521. Деятельность Ф.П. Носила крайне противоречивый характер. Борьба с церковной схоластикой уживалась с поисками новой религии будущего, открывающей путь к подлинной истине. Основателем Академии Ф.П. Стал грек-византиец Плетон (Плифон), активно пропагандировавш..

Фобия

(от греч. Phцbos – страх, боязнь) – навязчивое состояние страха.. ..

Фогт (Vogt) Карл

(род. 5 июля 1817, Гиссен – ум. 5 мая 1895, Женева) – нем. Естествоиспытатель, материалист, получивший известность благодаря своей книге «Kцhlerglaube und Wissenschaft» (1854), в которой неоднократно повторяется положение о том, что мысль находится приблизительно в такой же связи с мозгом, как желчь с печенью и моча с почками.. ..

Дополнительный поиск Флоровский Георгий Васильевич Флоровский Георгий Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Флоровский Георгий Васильевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Флоровский Георгий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 29 символа