Французская Философия
– Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. Философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью нации. В средние века франц. Философия была ведущей, и до кон. 14 в. В Европе вряд ли был хоть один крупный философ, который не учился бы или не преподавал, по крайней мере временно, в Schola Palatina в Париже или Парижском ун-те, основанном в 1206 (обе высшие школы имели европейский характер). 1. Патристика. Возникновение франц. Философии относится еще ко времени отцов церкви. Гиларий из Пуатье (ум. 366) развил креацианистское (см. Креацианизм) учение о происхождении души, а Клод Мамерт (ум.
474) подчеркивал в этом смысле бестелесность души. 2. Схоластика, а) Ранняя схоластика. Во время Карла Великого франц. Философия развивалась, в особенности в придворной школе Тура, именно в то время, когда там работал Алкуин. Традиции Тура в гуманистически преобразованном виде были продолжены в философии последователя Цицерона Серватуса Лупуса (ок. 850), исследовавшего отношение между провидением и свободой и между телом и душой, а также в логике Герикуса из Оксера (841-875), метафизика-реалиста Ремигуса из Оксера (ок. 841 – 908). Герберт из Орильяка, позже (с 999) папа Сильвестр II, логик и математик, первым стал критически размышлять о границах применения разума. Его ученик Фульбер Шартрский основал в 990 школу в Шартре – «пристанище ясной разумности», его ученик Беренгар Турский (ум.
1088) так остроумно применил метод ясной разумности к церковным догмам, что появились не только теологические, но и философские противники этого интеллектуализма». Это была почва, на которой развилась противоположность между реализмом и номинализмом. Первый был представлен Гильомом из Шампо (ок. 1070-1121), второй – его учителем Росцеллином из Компьенна (ок. 1050- 1123/25). Синтезу номинализма и реализма положил начало Абеляр, который, будучи одновременно этаком и теологом (платоновского толка), представляет собой вершину франц. Ранней схоластики. Тем временем развивалась шартрская школа, в особенности в 12 в., к которой принадлежали Бернар Шартрский, его брат натурфилософ Тьерри Шартрский (ум. 1155) и Бернар Сильвестр Турский (ок.
1150). Гильберт Порретанский (ок. 1070-1154) был самым значительным логиком этой школы. Параллельно ей в Париже развивалась школа Сен-Виктора, крупнейшими представителями которой были не только французы. В 12 в. Большое влияние на философскую мысль оказали мистик Бернар Клервоский, мистика которого была логически оформлена Альхером Клервоским (кон. 12 в.), и Гильом из Тьерри (ум. 1148/53). Одну из церквей независимого, «пантеистского» направления представляли Амальрик из Бенэ (ум. Ок. 1206) и Давид Динанский (жил ок. 1200). Гильом из Конша (1080-1150) тоже не принадлежал к церковно-ортодоксальным мыслителям. Завершением периода ранней схоластики во франц. Философии является большая энциклопедия «Большое зеркало [мира]» Винцента из Бове.
Б) Расцвет схоластики. В этот период франц. Философия имеет меньше оригинальных мыслителей, хотя Гильом Овернский (ум. 1249, в сане парижского епископа) играл значительную роль как первый представитель аристотелизма. Франц. Философия, особенно в Париже, была почвой, на которой великие люди своего времени, такие, как немец Альберт Великий, итальянец Фома Аквинский, англичанин Дуне Скот, вели теологико-философские споры. Если вначале именно французы боролись против томизма (в особенности парижский епископ Стефан Темпье, вторая пол. 13 в.), то позднее Париж стал цидателью ортодоксального томизма. С др. Стороны, был распространен также аверроизм, осуждаемый как еретическое учение. Представители его – Сшер Брабантский и Иоанн Жандунский.
В) Поздняя схоластика. Наряду с томизмом во франц. Философии распространяется скотизм. Представители скотизма – Франциск Мероннский и Пётр Тартарет. В то же время постепенно усиливается естественно-научное в своей основе и натурфилософское атисхоластическое направление на схоластической почве у Дюрана де Сен-Пурсена и Петра Орсоня, затем у Иоанна из Мерикура и у умеренного церковника Николая из Отрекура, но в особенности у Иоанна Биридана и Николая Орезмского. Оккамизм еще раз находит отклик у Петра д'Альи, мистика – у Иоанна Жерсона. 3. Переходный период между средневековьем и Новым временем. После того как гуманизм поколебал основы схоластики (которая, однако, еще долго удерживалась во франц. Философии), в 15 в.
Появляется новая философия, распространяемая гуманистами Фабером Стапуленсом (ум. 1537) и Карлом Бовилем (ум. 1553), находившимися под влиянием Николая Кузанского, и философом Жаном Боденом, занимавшимся политическими и социальными проблемами. Мишель Монтень создал новый, совершенный по форме способ изложения, ставший образцом для франц. Философии. Под воздействием афористической манеры письма Эразма и Фрэнсиса Бэкона развивается стиль, которым позднее писали франц. Моралисты, внесшие свой вклад во франц. Философию. Среди антисхоластических мыслителей естественнонаучного или натурфилософского направления нужно назвать в первую очередь Марена Мерсенна, в то время как Пьер Гассенди пытался обновить атомизм Демокрита и этику Эпикура.
4. Просвещение. Франц. Философия пережила новый расцвет с появлением первой философской системы Нового времени – системы Декарта. Эта система стала вскоре предметом дискуссий в Европе, а во Франции появились ее многочисленные видоизменения, в частности философия Арнольда Гейлинкса и Николая Мальбранша, которые пытались смягчить резкий дуализм декартовской системы с помощью теории окказионализма. В религиозной области борьба вокруг картезианства выражается в спорах между янсенизмом и иезуитством. В этом отношении большое значение имеет философия Блеза Паскаля, мистика и гносеолога, представлявшего франц. Тип мышления в благороднейшей форме. В 17 в. Получают дальнейшее развитие сильнейшие стороны франц. Духа – склонность к психологическому анализу, бесстрастное скептическое изучение человека (см.
Ларошфуко, Лабрюйер). Это явилось фундаментом критического исследования культуры и мышления, проведенного Пьером Бейлем в его «Dictionnaire». Даже Контрреформация не осталась бездеятельной во франц. Философии. Франсуа Фенелон (1651 – 1715) – один из первых представителей послехоластической католич. Философии, в духе которой Жак Бенинь Боссюэ набросал христ. Картину истории. Однако оппозиция против христ. Картины мира становилась все более неудержимой и часто граничила с материализмом. Под влиянием англ, философии Франция в 18 в. Стала классической страной Просвещения. Вождем этого движения был Вольтер, чье остроумие и художественное мастерство способствовали распространению идей Просвещения в Европе. Вольтер был не материалистом, а мыслителем, который, как и Пьер Бей ль, боролся против нетерпимости и догматизма.
Монтескье отвергал всякое истолкование исторического развития в духе христ. Идеи провидения и считал, что история, рассматриваемая с реалистической и этической точек зрения, является великой учительницей будущих поколений. Критикопоэнавательная линия в направлении к материализму была существенно усилена такими мыслителями, как Ламетри, Гольбах, особенно Гельвеции. Этих мыслителей можно считать подлинными идейными предшественниками Французской революции. Мировоззрение Бюффона и Дидро тоже имело материалистически-пантеистические черты. Оказавшая в дальнейшем большое влияние философия Кондильяка была сенсуалистической. Проповедь Жана Жака Руссо, призывавшего вернуться к природе, оказала большое влияние на Европу благодаря сочетанию идей Просвещения с позитивной критикой культуры, горячим сердцем и страстностью языка.
Но самым важным научным результатом этого периода истории франц. Духа была «Энциклопедия», изданная Дидро и Даламбером (1751-1772, 28 т., 8 т. Дополнений, 1776-1777). Мистик Луи Клод Сен-Мартен (1743-1804) перевел на франц. Язык произв. Якоба Бёме и оказал большое влияние на Франца фон Баадера. 5. Революция и Реставрация. Французская революция 1789 была в такой же степени подготовлена выдающимися умами, в какой она сама не внесла ничего существенно нового в собственно философском смысле. Ведь даже историко-философско-педагогические идеи Кондорсе ведут свое происхождение от эпохи, предшествующей Просвещению. Идеи революции, в особенности с гуманистической и коммунистической стороны, философски представлены прежде всего у брата Кондильяка – Габриеля Бонно де Мабли – и Морелли.
«Официальной», но не оказавшей большого влияния философией конца революции, Директории и эпохи Наполеона была физиологическая идеология Дестют de Tpacu, Кабаниса и Ларомигьера. Эклектиком был Ройе-Коллар, представлявший шотландскую школу. Большее влияние оказала группа христ. Философов периода Реставрации. См. Бональд, Ламенне, Местр. Мадам Сталь (1766-1817) и Шатобриан (1768 – 1848) были связаны с этой группой. 19 столетие. В то время как идеи Французской революции постепенно распространялись в остальной части Европы, в самой Франции появилось спиритуалистически-идеалистическое направление, осн. Представители которого – Мэн де Биран, Т. Жоффруа (1796-1842). В это время на франц. Мышление начинает оказывать влияние также критическая и спекулятивноидеалистическая нем.
Философия. Виктор Кузен, Ж. Лашелье, Ш. Ренувъе, О. Гамелен и Л. Брюнсвик. От Д'Аламбера ведет свое начало научный позитивизм, который постепенно становится на место материализма и находит свое законченное философское выражение у О. Конта. Из соединения идей Французской революции с позитивизмом Канта во Франции возникли богатые последствиями первые социалистические идеи, творцами которых были Сен-Симон, Фурье, Консидеран и Прудон. Этот социализм руководствовался рациональными и отчасти мистически-фантастическими идеями. Последние ярко выражены, в частности, у Пьера Леру и у Жана Рейно. Философия в собственном смысле теснее смыкается с точными науками, напр. У Э. Б утру, развившего своеобразное учение о свободе воли. С естественными науками, как у И.
Тэна, чья блестящая, глубокая философия истории завоевала широкую популярность. Подобную популярность, но уже на почве науки о религии, имел Э. Ренан. В области психологии большой успех имели Т. Рибо, А. Бине и Пьер Жане, которые оказали влияние также на нем. Науку. Среди выдающихся логиков и гносеологов можно назвать. Анри Пуанкаре, П. Дюгема и особенно Л. Купюра, в качестве философа естествознания – Антуана Курно (1801-1877). История и философия точных наук нашла своих исследователей в лице Поля Таннери (1843-1904) и П. Дюгема. Наконец, в 19 в. Возникла также антиматериалистическая теистическая метафизика, главными представителями которой были противник Бюхнера Поль Жане (1823-1899), Э. Вашеро, Ф. Равесон-Молье, Ш. Секретан и виталистская метафизика, еще теистическая у швейцарца Г.
Ф. Амьеля. Главными ее представителями были А. Фулье и «франц. Ницше» – Ж. М. Гюйо. 20 столетие. Самым выдающимся философом этого времени является Анри Бергсон. Он подчеркивал творческую свободу жизненных сил, исходя из точного исследования, провозглашал возможным и правомерным метафизическое мышление. Его способ мышления оказал сильнейшее влияние на нем. Философию жизни. Представители бергсонианства – Ж. Де Готье (1858-1942), Э. Леруа и М. Блондель. Критический виталист – А. Лаланд. Большое значение имеет также новая франц. Социология, на которую оказал влияние Бергсон. Главные ее представители – Альфред Эспинас, Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Постав Лебон и Селестин Брогле (1870 – 1940). Выдающиеся представители современной онтологии Рене Лесенн и особенно Луи Лавелль возглавляют т.
Н. Школу «философии de l'esprit». Очень популярное течение в современной франц. (и белы.) философии – неотомизм – представлено Ж. Маритеном, одним из самых значительных метафизиков современности (наряду с Николаем Гартманом и А. Н. Уайтхедом), и Э. Жильсоном. Во время второй мировой войны центр тяжести экзистенциализма переместился из Германии во Францию и приобрел там – отчасти как выражение духа Сопротивления (движения Сопротивления против нем. Оккупации) – характер, отличающийся от нем. Экзистенциализма. Франц. Экзистенциализм преобладает и в настоящее время. Главные его представители, которых теперь уже должно сменить новое поколение. Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю и Э. Мунье, основатель журнала «Esprit», занимавший промежуточную позицию между экзистенциализмом и марксизмом..
Дополнительный поиск Французская Философия
На нашем сайте Вы найдете значение "Французская Философия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Французская Философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа