Французская Философия

76

– Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. Философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью нации. В средние века франц. Философия была ведущей, и до кон. 14 в. В Европе вряд ли был хоть один крупный философ, который не учился бы или не преподавал, по крайней мере временно, в Schola Palatina в Париже или Парижском ун-те, основанном в 1206 (обе высшие школы имели европейский характер). 1. Патристика. Возникновение франц. Философии относится еще ко времени отцов церкви. Гиларий из Пуатье (ум. 366) развил креацианистское (см. Креацианизм) учение о происхождении души, а Клод Мамерт (ум.

474) подчеркивал в этом смысле бестелесность души. 2. Схоластика, а) Ранняя схоластика. Во время Карла Великого франц. Философия развивалась, в особенности в придворной школе Тура, именно в то время, когда там работал Алкуин. Традиции Тура в гуманистически преобразованном виде были продолжены в философии последователя Цицерона Серватуса Лупуса (ок. 850), исследовавшего отношение между провидением и свободой и между телом и душой, а также в логике Герикуса из Оксера (841-875), метафизика-реалиста Ремигуса из Оксера (ок. 841 – 908). Герберт из Орильяка, позже (с 999) папа Сильвестр II, логик и математик, первым стал критически размышлять о границах применения разума. Его ученик Фульбер Шартрский основал в 990 школу в Шартре – «пристанище ясной разумности», его ученик Беренгар Турский (ум.

1088) так остроумно применил метод ясной разумности к церковным догмам, что появились не только теологические, но и философские противники этого интеллектуализма». Это была почва, на которой развилась противоположность между реализмом и номинализмом. Первый был представлен Гильомом из Шампо (ок. 1070-1121), второй – его учителем Росцеллином из Компьенна (ок. 1050- 1123/25). Синтезу номинализма и реализма положил начало Абеляр, который, будучи одновременно этаком и теологом (платоновского толка), представляет собой вершину франц. Ранней схоластики. Тем временем развивалась шартрская школа, в особенности в 12 в., к которой принадлежали Бернар Шартрский, его брат натурфилософ Тьерри Шартрский (ум. 1155) и Бернар Сильвестр Турский (ок.

1150). Гильберт Порретанский (ок. 1070-1154) был самым значительным логиком этой школы. Параллельно ей в Париже развивалась школа Сен-Виктора, крупнейшими представителями которой были не только французы. В 12 в. Большое влияние на философскую мысль оказали мистик Бернар Клервоский, мистика которого была логически оформлена Альхером Клервоским (кон. 12 в.), и Гильом из Тьерри (ум. 1148/53). Одну из церквей независимого, «пантеистского» направления представляли Амальрик из Бенэ (ум. Ок. 1206) и Давид Динанский (жил ок. 1200). Гильом из Конша (1080-1150) тоже не принадлежал к церковно-ортодоксальным мыслителям. Завершением периода ранней схоластики во франц. Философии является большая энциклопедия «Большое зеркало [мира]» Винцента из Бове.

Б) Расцвет схоластики. В этот период франц. Философия имеет меньше оригинальных мыслителей, хотя Гильом Овернский (ум. 1249, в сане парижского епископа) играл значительную роль как первый представитель аристотелизма. Франц. Философия, особенно в Париже, была почвой, на которой великие люди своего времени, такие, как немец Альберт Великий, итальянец Фома Аквинский, англичанин Дуне Скот, вели теологико-философские споры. Если вначале именно французы боролись против томизма (в особенности парижский епископ Стефан Темпье, вторая пол. 13 в.), то позднее Париж стал цидателью ортодоксального томизма. С др. Стороны, был распространен также аверроизм, осуждаемый как еретическое учение. Представители его – Сшер Брабантский и Иоанн Жандунский.

В) Поздняя схоластика. Наряду с томизмом во франц. Философии распространяется скотизм. Представители скотизма – Франциск Мероннский и Пётр Тартарет. В то же время постепенно усиливается естественно-научное в своей основе и натурфилософское атисхоластическое направление на схоластической почве у Дюрана де Сен-Пурсена и Петра Орсоня, затем у Иоанна из Мерикура и у умеренного церковника Николая из Отрекура, но в особенности у Иоанна Биридана и Николая Орезмского. Оккамизм еще раз находит отклик у Петра д'Альи, мистика – у Иоанна Жерсона. 3. Переходный период между средневековьем и Новым временем. После того как гуманизм поколебал основы схоластики (которая, однако, еще долго удерживалась во франц. Философии), в 15 в.

Появляется новая философия, распространяемая гуманистами Фабером Стапуленсом (ум. 1537) и Карлом Бовилем (ум. 1553), находившимися под влиянием Николая Кузанского, и философом Жаном Боденом, занимавшимся политическими и социальными проблемами. Мишель Монтень создал новый, совершенный по форме способ изложения, ставший образцом для франц. Философии. Под воздействием афористической манеры письма Эразма и Фрэнсиса Бэкона развивается стиль, которым позднее писали франц. Моралисты, внесшие свой вклад во франц. Философию. Среди антисхоластических мыслителей естественнонаучного или натурфилософского направления нужно назвать в первую очередь Марена Мерсенна, в то время как Пьер Гассенди пытался обновить атомизм Демокрита и этику Эпикура.

4. Просвещение. Франц. Философия пережила новый расцвет с появлением первой философской системы Нового времени – системы Декарта. Эта система стала вскоре предметом дискуссий в Европе, а во Франции появились ее многочисленные видоизменения, в частности философия Арнольда Гейлинкса и Николая Мальбранша, которые пытались смягчить резкий дуализм декартовской системы с помощью теории окказионализма. В религиозной области борьба вокруг картезианства выражается в спорах между янсенизмом и иезуитством. В этом отношении большое значение имеет философия Блеза Паскаля, мистика и гносеолога, представлявшего франц. Тип мышления в благороднейшей форме. В 17 в. Получают дальнейшее развитие сильнейшие стороны франц. Духа – склонность к психологическому анализу, бесстрастное скептическое изучение человека (см.

Ларошфуко, Лабрюйер). Это явилось фундаментом критического исследования культуры и мышления, проведенного Пьером Бейлем в его «Dictionnaire». Даже Контрреформация не осталась бездеятельной во франц. Философии. Франсуа Фенелон (1651 – 1715) – один из первых представителей послехоластической католич. Философии, в духе которой Жак Бенинь Боссюэ набросал христ. Картину истории. Однако оппозиция против христ. Картины мира становилась все более неудержимой и часто граничила с материализмом. Под влиянием англ, философии Франция в 18 в. Стала классической страной Просвещения. Вождем этого движения был Вольтер, чье остроумие и художественное мастерство способствовали распространению идей Просвещения в Европе. Вольтер был не материалистом, а мыслителем, который, как и Пьер Бей ль, боролся против нетерпимости и догматизма.

Монтескье отвергал всякое истолкование исторического развития в духе христ. Идеи провидения и считал, что история, рассматриваемая с реалистической и этической точек зрения, является великой учительницей будущих поколений. Критикопоэнавательная линия в направлении к материализму была существенно усилена такими мыслителями, как Ламетри, Гольбах, особенно Гельвеции. Этих мыслителей можно считать подлинными идейными предшественниками Французской революции. Мировоззрение Бюффона и Дидро тоже имело материалистически-пантеистические черты. Оказавшая в дальнейшем большое влияние философия Кондильяка была сенсуалистической. Проповедь Жана Жака Руссо, призывавшего вернуться к природе, оказала большое влияние на Европу благодаря сочетанию идей Просвещения с позитивной критикой культуры, горячим сердцем и страстностью языка.

Но самым важным научным результатом этого периода истории франц. Духа была «Энциклопедия», изданная Дидро и Даламбером (1751-1772, 28 т., 8 т. Дополнений, 1776-1777). Мистик Луи Клод Сен-Мартен (1743-1804) перевел на франц. Язык произв. Якоба Бёме и оказал большое влияние на Франца фон Баадера. 5. Революция и Реставрация. Французская революция 1789 была в такой же степени подготовлена выдающимися умами, в какой она сама не внесла ничего существенно нового в собственно философском смысле. Ведь даже историко-философско-педагогические идеи Кондорсе ведут свое происхождение от эпохи, предшествующей Просвещению. Идеи революции, в особенности с гуманистической и коммунистической стороны, философски представлены прежде всего у брата Кондильяка – Габриеля Бонно де Мабли – и Морелли.

«Официальной», но не оказавшей большого влияния философией конца революции, Директории и эпохи Наполеона была физиологическая идеология Дестют de Tpacu, Кабаниса и Ларомигьера. Эклектиком был Ройе-Коллар, представлявший шотландскую школу. Большее влияние оказала группа христ. Философов периода Реставрации. См. Бональд, Ламенне, Местр. Мадам Сталь (1766-1817) и Шатобриан (1768 – 1848) были связаны с этой группой. 19 столетие. В то время как идеи Французской революции постепенно распространялись в остальной части Европы, в самой Франции появилось спиритуалистически-идеалистическое направление, осн. Представители которого – Мэн де Биран, Т. Жоффруа (1796-1842). В это время на франц. Мышление начинает оказывать влияние также критическая и спекулятивноидеалистическая нем.

Философия. Виктор Кузен, Ж. Лашелье, Ш. Ренувъе, О. Гамелен и Л. Брюнсвик. От Д'Аламбера ведет свое начало научный позитивизм, который постепенно становится на место материализма и находит свое законченное философское выражение у О. Конта. Из соединения идей Французской революции с позитивизмом Канта во Франции возникли богатые последствиями первые социалистические идеи, творцами которых были Сен-Симон, Фурье, Консидеран и Прудон. Этот социализм руководствовался рациональными и отчасти мистически-фантастическими идеями. Последние ярко выражены, в частности, у Пьера Леру и у Жана Рейно. Философия в собственном смысле теснее смыкается с точными науками, напр. У Э. Б утру, развившего своеобразное учение о свободе воли. С естественными науками, как у И.

Тэна, чья блестящая, глубокая философия истории завоевала широкую популярность. Подобную популярность, но уже на почве науки о религии, имел Э. Ренан. В области психологии большой успех имели Т. Рибо, А. Бине и Пьер Жане, которые оказали влияние также на нем. Науку. Среди выдающихся логиков и гносеологов можно назвать. Анри Пуанкаре, П. Дюгема и особенно Л. Купюра, в качестве философа естествознания – Антуана Курно (1801-1877). История и философия точных наук нашла своих исследователей в лице Поля Таннери (1843-1904) и П. Дюгема. Наконец, в 19 в. Возникла также антиматериалистическая теистическая метафизика, главными представителями которой были противник Бюхнера Поль Жане (1823-1899), Э. Вашеро, Ф. Равесон-Молье, Ш. Секретан и виталистская метафизика, еще теистическая у швейцарца Г.

Ф. Амьеля. Главными ее представителями были А. Фулье и «франц. Ницше» – Ж. М. Гюйо. 20 столетие. Самым выдающимся философом этого времени является Анри Бергсон. Он подчеркивал творческую свободу жизненных сил, исходя из точного исследования, провозглашал возможным и правомерным метафизическое мышление. Его способ мышления оказал сильнейшее влияние на нем. Философию жизни. Представители бергсонианства – Ж. Де Готье (1858-1942), Э. Леруа и М. Блондель. Критический виталист – А. Лаланд. Большое значение имеет также новая франц. Социология, на которую оказал влияние Бергсон. Главные ее представители – Альфред Эспинас, Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Постав Лебон и Селестин Брогле (1870 – 1940). Выдающиеся представители современной онтологии Рене Лесенн и особенно Луи Лавелль возглавляют т.

Н. Школу «философии de l'esprit». Очень популярное течение в современной франц. (и белы.) философии – неотомизм – представлено Ж. Маритеном, одним из самых значительных метафизиков современности (наряду с Николаем Гартманом и А. Н. Уайтхедом), и Э. Жильсоном. Во время второй мировой войны центр тяжести экзистенциализма переместился из Германии во Францию и приобрел там – отчасти как выражение духа Сопротивления (движения Сопротивления против нем. Оккупации) – характер, отличающийся от нем. Экзистенциализма. Франц. Экзистенциализм преобладает и в настоящее время. Главные его представители, которых теперь уже должно сменить новое поколение. Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю и Э. Мунье, основатель журнала «Esprit», занимавший промежуточную позицию между экзистенциализмом и марксизмом..

Значения в других словарях
Франциск Ассизский (St. Francis from Аssisi)

(настоящее имя - Джованни Бернардони) (1182-1226) - итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228. Ф.А. Своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы. Прежняя монашеская модель отречения от мира предполагала индивидуальную бедность с одновременным допущением огромных богатств у монастырей и аббатств. Ф.А. Придал бедности ранг позитивного жизнеутве..

Франциск Мероннский

(род. Меронн, Прованс – ум. 1325, Пьяченца) – средневековый схоласт, Doctor illuminatus (см. Доктор). Преподавал в Париже, ученик Дунса Скота, представитель чистой философии понятий. Осн. Произв. Комментарии к «Категориям» и к «Физике» Аристотеля.. ..

Фрауэнштедт (Frauenstedt) Юлий

(род. 17 апр. 1813, Бояново, Польша – ум. 13 янв. 1879, Берлин) – пол.-нем. Философ, ученик и последователь Шопенгауэра, завещавшего ему свое философское наследие. Субъективный идеализм и пессимизм Шопенгауэра Фрауэнштедт не разделял. В этике и эстетике он тоже шел собственным путем. Осн. Произв. «Studien und Kritiken zur Theologie und Philosophie», 1840. «Briefe ьber die Schopenhauersche Philosophie», 1854. «Neue Briefe usw.», 1876. «Schopenhauer von ihm und ьber ihn», 1863. «Schopenhauer-Lexic..

Фреге (Frege) Готлоб

(1848—1925) — немецкий логик, математик и философ. Профессор Йенского университета. Оказал формирующее влияние на современную формальную логику, основания математики и аналитическое направление философии в 20 в. Основные труды. "Запись в понятиях" (1879), "Основы арифметики" (1884), "Значение и смысл" (1892), "Основные законы арифметики" (в двух томах, 1893—1903) и др. Ф. Преобразовал символьный аппарат логики, сформулировал принципы аксиоматического построения исчис- лений и на этой основе разр..

Дополнительный поиск Французская Философия Французская Философия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Французская Философия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Французская Философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа