Чижевский Александр Леонидович

214

(1897-1964) - историк, биолог, один основателей биофизики, структурной гематологии, космической эпидемиологии и космической биологии. Окончил Московский археологический институт (1917), учился на физико-математическом и медицинском факультетах МГУ (1918-1922). Вел преподавательскую работу в Московском археологическом институте, проводил исследования по выявлению влияния положительных и отрицательных ионов воздуха на живые организмы, применял искусственную аэроионизацию в медицине, животноводстве и т.д. Им открыта пространственная организация структурных элементов движущейся крови, установлены механизмы изменчивости микроорганизмов под воздействием физико-химических факторов среды ("эффект Ч. - Вельховерна").

Круг его научных интересов необычайно широк и во многих разделах науки он был первопроходцем. Новаторские исследования и идеи Ч. Высоко оценивались мировой научной общественностью. Он избирался почетным президентом Первого Международного конгресса по биофизике (1939), членом академий и научных обществ многих стран мира. Ч. Был талантливым поэтом и незаурядным художником-пейзажистом, одаренным музыкантом. За многогранную научную и художестаенно-литературную деятельность его называли "Леонардо да Винчи 20 века". В 1942 Ч. Был необоснованно арестован и осужден. Реабилитирован в 1958. В конце жизни возглавлял Лабораторию аэроионификации (1958-1962). Основные сочинения. "Физические факторы исторического процесса "(1924). "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца" (1930).

"Проблемы ионифика-ции" (т. 1-3, 1933-1934). "Вся жизнь" (1964). "Земное эхо солнечных бурь" (1974). "Стихотворения" (1987) и др. В научном творчестве Ч. Центральное место занимали вопросы влияния физических факторов космоса на живые организмы. Им установлена зависимость развития биосферы от космических факторов и, прежде всего, корреляция между циклами солнечной активности и различными явлениями биосферы - миграции животных, распространением эпидемий, пандемий и т.д. Обобщая данные своих наблюдений, проявления многих эпидемий и массовых психозов людей, сделал вывод о влиянии солнечной радиации на все живые организмы, в том числе и на психическое состояние человека и человеческих коллективов. На основании всех этих фактов выдвинул идею космичности жизни.

Ч. Считал, что жизнь является в большей степени явлением космическим, чем земным. Она возникла под воздействием космических сил и существует благодаря им. "...и человек и микроб - существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями". Апплицируя идею космичности на социальный процесс, Ч. Полагал, что "исторические и общественные явления наступают не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окружающего мира и могут возникать только тогда, когда этому будет благоприятствовать вся сложная совокупность взаимодействия политико-экономических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы".

Предельно эксплицитно эти идеи выражены и в художественном творчестве Ч. "И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна, // И омрачились трезвые умы, // И нам престол, и были неотвратны // Голодный мир и ужасы чумы. // И вал морской вскипел от колебаний, // И норд сверкал, и двигались смерчи, // И родились на ниве состязаний // Фанатики, герои, палачи. // И жизни лик подернулся гримасой. // Метался компас - буйствовал народ, // А над землей и под морскою массой // Свершало Солнце свой законный ход..."- Однако, глубокий экологический пафос концепции Ч., ставящий его идеи в один ряд с оформляющимся сегодня идеалом глобальной цивилизации, основанном на презумпции антропоприродной гармонии и коэволюционизма ("теперь истории отводится место не рядом с природою, а в ней самой", по словам Ч.), не был оценен по достоинству руководящими структурами советской науки и оказался истолкованным в свете редукционистского сведения социальных закономерностей к биологическим и физическим.

Приверженность Ч. Идеям космизма обусловила его творческую дружбу с Циолковским. Ч. Сделал очень много по утверждению приоритета своего учителя и друга в области космонавтики. Их объединяла идея познания космоса, овладения его тайнами и использование этого знания для освоения человеком и человечеством космического пространства. В "космической философии" Ч. Существенное положение занимает проблема человека, обоснование возможности высокого интеллектуального развития и нравственного совершенства человека. "Величие человека" он видел в "величии его духа". Освоение космического пространства может осуществляться, по убеждению. Ч., только совместными усилиями всех стран и народов. Вот почему со своихтеоретических и гуманистических позиций он обосновывая установление такого миропорядка на Земле, где "не должно быть вражды между странами".

В своей деятельности Ч. Продолжил лучшие традиции русской научной интеллигенции и принадлежал к той их группе, которую сейчас называют "русскими космистами" (см. Космизм русский). Ч. - общепризнанный пионер в области космического естествознания и практического использования его достижений.П.С. Карако.

Значения в других словарях
Чижевский Александр Леонидович

Чижевский Александр Леонидович [26.1(7.2).1897, г. Цехановец, ныне Польша, ‒ 20.12.1964, Москва], советский биофизик, основоположник гелиобиологии. ..

Чижевский Александр Леонидович

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964) - российский биофизик, археолог, основоположник гелиобиологии. Установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере. Работы по действию отрицательных и положительных ионов в воздухе (аэроионов) на живые организмы, по практическому применению аэроионизации. Исследовал пространственную организацию структурных элементов движущейся крови. Воспоминания "Вся жизнь" (1974), сборник "Стихотворения" (издан 1987). В 1942-58 был реп..

Чижевский Александр Леонидович

(1897, Цеханув, Польша, — 1964, Москва), биофизик, основоположник гелиобиологии, один из пионеров космической биологии. Окончил Московский археологический институт (1917) и Московский коммерческий институт (1918). Учился также на физико-математическом (1915—19) и медицинском (1919—22) факультетах Московского университета. В 1917—27 преподавал в Московском университете и в Московском археологическом институте. Одновременно сотрудничал в Биофизическом институте (1922—24) и в Лаборатории зоопсихоло..

Чижевский Александр Леонидович

(26.01/7.02.1897 - 20.12.1964), русский биофизик, основоположник гемобиологии и космической биологии. Установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере. Посмертно опубликованы "Земное эхо солнечных бурь" (1973) и "Вся жизнь" (1974).. ..

Чжуан-цзы, Чжуан Чжоу

(род. Ок. 369 – ум. 286 до Р. X.) – кит. Философ, ученик Лао-цэы, учение которого излагал в поэтической форме. У Лао-цзы он заимствовал учение о дао, дополнив его положением о том, что достичь дао можно только путем непосредственных переживаний, а не теоретических и спекулятивных рассуждений. Дао обнаруживает себя в ритме всей Вселенной. Человек должен стойко и мужественно, опираясь на свою свободу, переносить страдания, а также обуздывать страсти. Его идеал – «истинный человек», т.е. Такой, кот..

Чжун Юн ("Следование середине")

..

Чирнхаузен (Тschirnhaus) Эренфрид Вальтер

(род. 10 апр. 1651, Кизлингсвальд, близ Гёрлица – ум. 11 окт. 1708, Дрезден) – нем. Философ и химик (одним из первых открыл секрет белого фарфора). Мыслитель, близкий по образу и характеру мышления к Лейбницу, с которым был знаком лично, но сумевший сохранить при этом свою духовную независимость. Находился также под сильным влиянием Спинозы. Осн. Его произв. «Heilkunde der Geister oder allgemeine Vorschriften fьr die Kunst der Forschung» (1687) представляет собой научно-методический трактат, в к..

Число

Абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь др. Определенный член. Абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор). Счастливые числа (напр., 3), священные числа (напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13).. ..

Дополнительный поиск Чижевский Александр Леонидович Чижевский Александр Леонидович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чижевский Александр Леонидович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чижевский Александр Леонидович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 30 символа