Шестов Лев
(псевдоним. Настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман. 1866-1938) - рус. Философ. Окончил Киевский ун-т (1889), по образованию юрист. С 1895 занимался филос. И литературно-критическими исследованиями. После написания и издания книг, посвященных Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и Ф. Ницше, приобрел большую известность, стал одним из выдающихся мыслителей религиозно-философского возрождения в России нач. 20 в. В 1920 эмигрировал во Францию. В эмиграции поддерживал дружеское общение и переписку со многими европейскими философами (Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Бубером, К. Бартом и др.), входил в президиум Общества Ф. Ницше, выступал с лекциями, его новые книги переводились на иностранные языки.Основная филос. Тема Ш. - протест религиозной личности против природной и социальной необходимости, получившей обоснование в рациональных учениях.
В его первой кн. "Шекспир и его критик Бран-дес" (1898) уже присутствует дилемма рационализма и личного жизненного опыта, развиваемая в последующих работах. Рациональное истолкование литературы критиком Г. Брандесом противопоставляется живому творчеству У. Шекспира, полноценно отражающего человеческие мысли и страсти. В последующих работах "Добро в учении графа Л. Толстого и Ф. Ницше" (1900) и "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903) Ш. Излагает филос. Мировоззрение, складывающееся из отрицания отвлеченных моральных принципов, искания Бога, отказа от метафизических "утешений" и признания трагедии жизни как личной основы философствования. Негативно оценивая влияние филос. Теорий на человеческую жизнь, Ш. Предлагает в "Апофеозе беспочвенности" (1905) философию, призванную "научить человека жить в неизвестности".
Он избирает своими творческими принципами предельную адогматичность, афористическую форму и парадоксальность мышления, во многом продолжив филос. Традицию Ницше.В 1910-1914 Ш. Жил в Швейцарии и усиленно изучал историю зап. Философии и богословие. С этого времени для него начинается новый этап творчества, когда героями его книг, идейными союзниками и противниками становятся Сократ, Платон, Плотин, М. Лютер, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Кант и др. Мыслители, рассматриваемые в контексте выбора между властью необходимости и религиозной свободой личности. В кн. "Potestas Clavium" (1923), "На весах Иова" (1929) и "Афины и Иерусалим" (1938) Ш. Нарисовал широкую картину борьбы в истории филос. Мысли, в которой рациональные идеи и догмы, логика и разум ("Афины") противостояли религиозной истине и личному откровению ("Иерусалим").
Библейское мировоззрение против идеалистических систем и рационального богословия, экзистенциальное отчаяние Иова против "понимания" Спинозы - такова филос. Позиция Ш., приводящая не только к протесту против смерти и трагичности человеческого бытия, но и к радикальному антирационализму и метафизическому произволу.Свои размышления о природе рационального познания и источниках библейского Откровения Ш. Довел до логического конца в кн. О С. Кьеркегоре ("Киргегард и экзистенциальная философия"). На примере датского мыслителя он рисует образ "рыцаря веры", вступающего в "последнюю борьбу" с всеобщими и принудительными "истинами" рассудка. Бог, стоящий выше всех законов мироздания, и безграничная религиозная вера дают спасение от бездны небытия и пустоты рациональной действительности.
Если человек верит, что "для Бога все возможно", то все логические и разумные принципы теряют смысл, и в акте веры преодолевается страх, метафизический источник которого Ш. Находит в библейском сказании о грехопадении. Экзистенциальная философия в понимании Ш. Есть путь парадоксального мышления к запредельной свободе Бога и человека. Отрицание разума дополняет аналогия личной веры, которая делает законченным филос. Мировоззрение Ш. И составляет его основное содержание.Собр. Соч. Т. 1-6. СПб., 1911. Что такое большевизм. Берлин, 1920. Potestas Clavium. Берлин, 1923. На весах Иова. Париж, 1929. Киргегард и экзистенциальная философия. Париж, 1939 (М., 1992). Афины и Иерусалим. Париж, 1951. Умозрение и Откровение. Париж, 1964. Sola fide. Paris, 1966.
Роковое наследие // Минувшее. Вып. 9. М., 1992. Соч. В 2 т. М., 1993.Грифцов Б. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950. Т. 2. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников. Париж, 1983. Т. 1-2. Бердяев НА. Собр. Соч. Т. 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. Мотрошилова Н.В. Парабола жизненной судьбы Л. Шестова // Вопросы философии. 1989. № 1. Морева Л.М. Лев Шестов. Л., 1991. Wernham J. Two Russian Thinkers. An Essay on Berdyaev and Schestov. Toronto, 1968. Fondane B. Rencjntres avec Leon Chestov. Paris, 1982.О.Т. Ермишин.
Дополнительный поиск Шестов Лев
На нашем сайте Вы найдете значение "Шестов Лев" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шестов Лев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 10 символа