Экхарт{блок0} Иоганн, Майстер Экхарт
(1260-1327/ 1328) - немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303-1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (с 1311), профессор в Страсбурге (1312- 1320), учитель чтения в Кельне (с 1320). Главное сочинение - "Проповеди и рассуждения". 26 тезисов Э. Были осуждены после его смерти (1329) папской буллой. Сторонник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души - разум, единосущный Богу, несотворенная "искра", который Э. Именует "крепостью души", "сохранением естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение".
Познание - благороднейшая деятельность души (орудия вечного порождения Богом самого себя), материал для которой поставляют чувства. Из этого материала "общее чув-ство" образует восприятия. На их основе разум формирует понятия. Разум, посредством которого мы воспринимаем Божью волю, Э. Соотносит со Святой Троицей. Согласно Э., сущность - это Божество, а природа - Бог, т.е. Божество, получившее образ или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех лицах. Отец - мысль Бога, в которой выявилась Его природа. Сын - это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой. Осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. Такое раскрытие Бога - процесс, а не единократное событие. Деятельность разума - промысел Божий внутри нас.
Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачественный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни - в познании Бога и возвращении к Нему. Путь этот - через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним. Пассивного созерцания для мистического единения с Богом недостаточно. Э. Был убежден в необходимости просвещения людей. "Если не учить невежественных людей, то никто не станет ученым. Затем и учат невежественных, чтобы они из незнающих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге.
А если найдется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово. Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто неверно поняты". Творчество Э. Значительно содействовало становлению немецкой философской фразеологии.А.А. Грицанов.
Дополнительный поиск Экхарт{блок0} Иоганн, Майстер Экхарт
На нашем сайте Вы найдете значение "Экхарт{блок0} Иоганн, Майстер Экхарт" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экхарт{блок0} Иоганн, Майстер Экхарт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 36 символа