Канатная дорога
(a. Cable way. Н. Seilbahn. Ф. Funiculaire, teleferique. И. Transpoptador роr cable) - трансп. Установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между конечными станциями и поддерживаемому на линии промежуточными опорами стальному канату. К. Д. Строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также в городах и рабочих посёлках для создания наиболее экономичных, кратчайших трансп. Связей между разл. Объектами.По назначению различают К. Д. Грузовые, пассажирские и грузопассажирские. По устройству - двухканатные (один из канатов несущий, другой - тяговый) и одноканатные. К. Д. Бывают с кольцевым движением, при к-ром вагоны перемещаются по двум параллельным линиям подвесного пути всегда в одном направлении, и с маятниковым - на каждом пути подвешено по одному вагону, совершающему возвратно- поступат.
Движение между конечными станциями. Маятниковые К. Д. Подразделяются на одно- и двухпутные. В последнем случае вдоль трассы навешены два несущих каната для каждого пути и один тяговый, связывающий оба вагона.Первая грузовая К. Д. (дл. 2 км) в СССР построена в 1922 на объекте Волховстроя. В сер. 80-х гг. В стране действует ок. 1 тыс. Грузовых подвесных К. Д. Значит. Их часть сооружена в р-нах Грузии (Чиатурские марганцевые рудники), Армении (Каджаранский к-т), Азербайджана (Дашкесанский ГОК и др.), Сев. Кавказа (Тырныаузский к-т) и др.Грузовые К. Д. В осн. Строятся двухканатными с кольцевым движением вагонеток. По двум параллельным несущим (рельсовым) канатам (рис. 1) при помощи бесконечного тягового каната, огибающего на конечных станциях приводной и натяжной блоки, перемещаются вагонетки.
Рис. 1. Схема грузовой канатной дороги с кольцевым движением вагонеток. 1 - несущие канаты. 2 - тяговый канат. 3 - приводной блок. 4 - натяжной блок. 5 - вагонетка. 6 - натяжные грузы. 7 - промежуточные опоры.Концы несущих канатов на одной станции, обычно на верхней, закрепляются наглухо, а на другой к ним подвешивают натяжные грузы. При выходе со станции гружёные вагонетки автоматически с помощью спец. Устройств сцепляются с тяговым канатом, а при входе отключаются. Длина грузовых К. Д. Практически неограничена (т.к. Их могут образовывать последовательно соединённые самостоят. Секции дл. 10 км и более). Напр., К. Д. "Кристенберг - Булиден" (Швеция), служащая для транспортирования руды, имеет протяжённость 96 км. Производительность грузовых К.
Д. Достигает 650 т/ч (иногда и более). Скорость передвижения вагонеток на таких К. Д. До 5 м/с (обычно 2,5-3,5 м/с), вместимость до 3 т. При меньшей протяжённости трассы (ок. 3 км с углом наклона до 45В°) строят двухканатные маятниковые грузовые К. Д. С одной или двумя вагонетками, перемещающими грузы (до 150 т/ч) со скоростью 10 м/с. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью до 2,5 м/с. Движение обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог до 150 т/ч, наибольший угол наклона трассы 25В°.На стр-ве разл. Объектов используются лёгкие стационарные и переносные, одноканатные и двухканатные дороги (длиной не св. 2 км) с кольцевым и маятниковым движением вагонеток.
Грузоподъёмность их на таких К. Д. Не превышает 500 кг, производительность (при кольцевом движении) 15-25 т/ч.Первая пассажирская К. Д. В СССР построена в 1963 на одной из шахт Ткварчельского угольного м-ния (Груз. ССР). В нач. 80-х гг. В стране действовало 83 пассажирских К. Д. Общего назначения. Пассажирские К. Д. Строят двухканатными с кольцевым или маятниковым движением (одного или двух вагонов), а также одноканатными кресельными. На шахтах распространены одноканатные кресельные кольцевые К. Д., используемые для перевозки горнорабочих по наклонным выработкам (в нач. 80-х гг. - 80 подземных кресельных К. Д. В угольных шахтах).Принцип работы пассажирской маятниковой К. Д. (рис. 2) заключается в пере- мещении вагонов по несущим канатам, закреплённым на верх.
Станции и натянутым контргрузами на нижней. Рис. 2. Схема пассажирской канатной дороги с маятниковым движением вагонов. 1 - несущие канаты. 2 - контргрузы. 3 - вагоны. 4 - приводной шкив. 5 - тяговый канат. 6 - натяжные шкивы с контргрузом. 7 - промежуточные опоры.Тяговый канат натягивается шкивом с контргрузом. На трассе К. Д. Те и другие канаты подвешивают на опорах. С 70-х гг. За рубежом применяют пассажирские К. Д. С самоходными вагонами (с двигателем внутр. Сгорания) с гусеничным ходом по несущему канату. Протяжённость К. Д. До 12 км, разность уровней между станциями до 3 км, наклон трассы до 45В°. Вместимость вагонов до 125 чел., пропускная способность маятниковых К. Д. До 1000 чел./ч.Для повышения безопасности на ходовых тележках вагонов двухканатных К.
Д. С маятниковым движением устанавливают ловительные устройства, к-рые, взаимодействуя с несущим канатом, затормаживают вагон. С этой же целью строят К. Д. С двумя тяговыми канатами. Для устранения опасности столкновения вагонов на опорных и приёмных площадках (в результате ветровых воздействий) используют активные гасители колебаний. Ежегодно в промышленно развитых странах вводится в строй св. 1 тыс. Пассажирских К. Д. В 1975 в мире действовало более 15 тыс. Таких дорог. Действует междунар. Орг-ция по пассажирским К. Д. (ОИТАФ).Дальнейшее развитие К. Д. Связано с усовершенствованием устройств и элементов сооружения, повышением надёжности и долговечности их работы, внедрением автоматич. Управления и др.В.А.Каландадзе..
Дополнительный поиск Канатная дорога
На нашем сайте Вы найдете значение "Канатная дорога" в словаре Геологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канатная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа